Что говорит о дистанционке новый Кодекс об образовании

Осенью 2022 г. в Беларуси вступят в силу поправки в Кодекс об образовании. Помимо прочего, в документе закреплена новая форма получения образования – дистанционная.
Дистанционная форма – не только для заочного обучения
В действующем Кодексе об образовании дистанционная форма получения образования упоминается всего один раз, причем ее применение ограничено. Под дистанционкой понимается вид заочной формы получения образования преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.
В ст. 16 новой редакции КоО, утв. Законом от 14.01.2022 № 154-З, прямо сказано о том, что образование в Беларуси может быть получено в дистанционной форме наряду с очной (дневной, вечерней), заочной формами и формой соискательства.
Также уточнено определение дистанционной формы получения образования. Под ней Кодекс понимает обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогов на основе использования дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ).
Технологии выходят вперед
Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов.
Новый Кодекс закрепляет возможность использования ДОТ при реализации образовательных программ в любой форме получения образования.
Так, в форме дистанционки могут быть реализованы образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей, молодежи и взрослых.
Уточнено также, что при реализации образовательных программ с применением ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.
Дистанционная форма и уровни образования
Применение дистанционки при каждом из названных выше уровней образования в определенной степени детализировано в отдельных главах нового Кодекса.
Так, установлено, что срок получения профессионально-технического образования (далее – ПТО) в дистанционной форме составляет от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.
Для получения ПТО в форме дистанционки принимаются (зачисляются) лица, имеющие общее среднее образование. В дистанционной форме ПТО может быть получено только при освоении содержания образовательной программы ПТО, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего).
Образовательные программы среднего специального образования (далее – ССО) также могут быть реализованы в дистанционной форме согласно новому Кодексу. При этом определено, что сроки получения ССО в дистанционной форме определяются сроком получения ССО в дневной форме и увеличиваются не более чем на 1 год.
Срок получения общего высшего образования в форме дистанционки определяется сроком получения общего высшего образования в дневной форме и может быть увеличен не более чем на 1 год.
Впереди еще много работы. И разъяснений
Несмотря на закрепление (и фактическую легализацию) в новом Кодексе дистанционной формы получения образования, ее правовая регламентация должна получить дальнейшее развитие в других законодательных актах.
Так, в новом Кодексе сказано, что Минобразования должно утвердить положения о дистанционной форме получения образования при реализации соответствующих образовательных программ, а также регламентировать порядок и условия использования ДОТ.
В свою очередь, Совмину необходимо определить перечень специальностей, по которым не допускается получение образования в дистанционной форме.
Новый Кодекс об образовании вступит в силу 1 сентября 2022 г.