Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Цены
03.08.2021 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №58 (2455) от 03.08.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новости ценового регулирования: — на молоко ослабили, на технику – «зажали»

Фото: unsplash.com/Spencer Pugh

Правительство ввело государственное регулирование цен на аграрную, карьерную и автомобильную технику, которая поставляется в рамках госпрограмм. Решение об этом закреплено в постановлении Совмина от 28.07.2021 № 434.

Документ, вступивший в силу после его официального опубликования (с 31.07.2021), определил перечень продукции, для которой установлен предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей, в размере 15%.

Таким образом, цены на технику отечественного производства, закупаемую в рамках государственных программ, теперь регулируются по аналогии с ценами на социально значимые продовольственные товары.

В списке продукции, попавшей под действие постановления № 434, 40 позиций. В частности, в него включены: сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайны, плуги, сеялки, косилки и т.д.), подъемники и электропогрузчики, тягачи, используемые на железнодорожных станциях, экскаваторы, карьерные самосвалы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, электробусы, троллейбусы, автокраны, грузовые прицепы и полуприцепы, а также техника специального назначения.

Сроки действия нового ценового регулирования, как и обоснование необходимости его введения, в документе не определены.

 

Молоко ждет подорожание

Одновременно правительство предприняло шаги по смягчению ценового регулирования на ряд продовольственных товаров из перечня социально значимых.

Так, 30 июля Комиссия по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине (далее – Комиссия) согласовала повышение цен на весь ассортимент молока, кефира, сметаны, творога, сыра, масла животного юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и реализацию указанной продукции на внутренний рынок, в размере, не превышающем 4,9% (в зависимости от ассортимента и организации) по отношению к ценам, зафиксированным на 28 февраля 2021 г. Сделать это можно до конца августа.

Аналогичное решение принято и в отношении маргарина. В обоих случаях мотивировкой послужила необходимость компенсации роста затрат на производство и реализацию товаров, в т.ч. по импорту.

До конца июля текущего года импортеры и продавцы также имели возможность повысить цены на рис не более чем на 4% (решение Комиссии от 21.07.2021).

Напомним, согласно данным Белстата, рост потребительских цен в 1-ом полугодии превысил официальный 5%-ный годовой прогноз и сложился на уровне 5,8%.

В годовом измерении инфляция в июне составила 9,9%. В отчетном месяце по отношению к маю цены на продовольственные товары выросли на 0,5% (с начала года – на 6%, за последние 12 месяцев – на 9,1%), на непродовольственные – на 0,7% (6,3 и 11,6% соответственно), на услуги – на 0,9% (5,1 и 9,3%).

Цены производителей промышленной продукции в июне увеличились на 1,2%, с начала 2021 г. – на 9,1%.

 

Инфляцию разгоняет недостаточная конкуренция

Обеспечение ценовой стабильности стало одной из тем состоявшегося на минувшей неделе заседания правления Нацбанка.

По словам начальника главного управления монетарной политики и экономического анализа Дмитрия Мурина, в 1-ом полугодии ускорение инфляционных процессов стало результатом совокупного влияния как внешних, так и внутренних факторов.

К внешним факторам специалист отнес прошлогоднее смягчение правительствами многих стран бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в целях поддержки бизнеса и населения в период пандемии коронавируса, возросшие логистические затраты и перебои в поставках вследствие противоэпидемиологических ограничений, увеличение мировых цен в ведущих регионах-производителях на основные продовольственные товары: зерновые культуры, растительные масла, сахар, молочную и мясную продукцию.

Представитель НБРБ подчеркнул, что повышение мировых цен не могло не отразиться на нашей стране, «учитывая структуру белорусской экономики, имеющиеся в ней проблемы и близость мировых товарных рынков».

Не менее значимым фактором ускорения инфляции назван и рост котировок нефти на мировых рынках, который потребовал пересмотра цен на автомобильное топливо (цены на него в РБ с начала 2021 г. повышались 23 раза, и каждый раз – на 1 копейку). Это повлекло за собой увеличение транспортных расходов организаций и, как следствие, цен и тарифов на производимый ассортимент товаров и услуг.

Дополнительным проинфляцион­ным импульсом стала корректировка налогового законодательства в части отмены льгот по НДС на отдельные импортируемые товары (лекарственные препараты, медицинские изделия, товары для детей). «Это было вызвано необходимостью пополнения доходной части бюджета, поскольку вследствие начавшейся в 2020 г. пандемии не только снизились поступления в бюджет, но и увеличились его расходы на поддержку пострадавших отраслей экономики», – пояснил Дмитрий Мурин.

Еще одним фактором, повлиявшим на ускорение роста цен, в Нацбанке назвали возросшие инфляционные ожидания населения в целом и бизнеса в частности. Согласно опросу финансового регулятора, ощущаемая инфляция за истекшие 12 месяцев увеличилась с 12,9% в марте 2021 г. до 14,6% в июне. А по данным мониторинга предприятий реального сектора, рост потребительских цен в ближайшие месяцы ожидают свыше 90% опрошенных руководителей организаций. Из них 47,5% считают, что интенсивность инфляции сохранится на текущем уровне, а 33% – что повышение стоимости товаров ускорится.

Представитель НБРБ сделал вывод: «Быстрому распространению проинфляционных импульсов на белорусском потребительском рынке способствуют недостаточный уровень развития конкуренции в стране, а также невысокая эффективность работы многих отечественных предприятий».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений