Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Маркетинг
16.01.2007 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БРЭНДИНГ КАК ЗЕРКАЛО ЭКОНОМИКИ

В преддверии итогов конкурса «Брэнд года-2006»

24-26 января на двух площадках — в выставочном комплексе «Белэкспо» и в Дворце Республики — пройдут интересные и полезные для бизнес-сообщества события. Будут подведены и оглашены итоги профессионального конкурса «Брэнд года-2006». В его рамках состоятся второй международный форум лидеров и саммит директоров.

Отличные окна от маэстро Финберга

Итак, от участников уже поступило более 60 заявок на участие, а финишная отмашка еще не дана.

Об этом сообщили журналистам на прошедшей недавно в ВК «Белэкспо» пресс-конференции ее организаторы — представители НВЦ «Белэкспо» и ЦСБТ «Satio». Каковы же особенности конкурса «Брэнд года-2006»? Что его отличает от предыдущих?

Вот что об этом сказал на пресс-конференции председатель Наблюдательного совета конкурса заместитель министра экономики Андрей Тур:

— Конкурс «Брэнд года-2006», как в зеркале, отразил и развитие белорусского брэндинга, и экономики Беларуси в целом.

Во-первых, выросло число участников конкурса (каждый год прибавляется не менее 10% — Прим. авт.). Это не столько показатель конкуренции, сколько свидетельство того, что растет понимание производителей. Выводя на суд потребителя свой брэнд, компания тем самым сигнализирует, что она заботится не столько о количественном присутствии, сколько о качестве товара. В результате маркетинг становится как методом продвижения товара на рынок, так и желанием показать прозрачность бизнеса. И это хорошо. Ведь работа компаний над своим имиджем повышает качество продаваемых нам товаров и услуг. В результате повышается качество жизни общества в целом.

Во-вторых, благодаря тому что оргкомитетом привлечено интернациональное профессиональное жюри, в которое, кстати, входят и специалисты в области брэндинга наших ближайших соседей, мы способны реально оценить не только национальные брэнды, но и их качество в сравнении с брэндами аналогичных товаров и услуг Украины, России, стран Балтии.

В-третьих, если в первые годы в конкурсе участвовали производители товаров, то сейчас в соперничестве все активнее проявляет себя сфера услуг. Данная отрасль созрела для участия ее торговых марок в конкурсе «Брэнд года».

…И Андрей Тур, и директор ЦСБТ «Sаtio» Жанна Гринюк отметили наибольший рост активности на рынке услуг строительных компаний, компаний, занимающихся ремонтом, изготовлением стройматериалов и конструкций. Рост, как говорится, налицо. И он не случаен. Как не случайно и появление в известном телеролике, привлекающем граждан к услугам производителей окон, самого маэстро Михаила Финберга. Результатом ремонтно-строительного бума стало номинирование в группе «Материалы и услуги строительства и ремонта» конкурса таких брэндов, как «Отличные окна», «Лантрэ», «Строймир».

«Спадчына». Помогут ли бизнесу прадеды?

Другие особенности белорусского брэндменеджмента в ушедшем году поразили директора ЦСБТ «Sаtio» Жанну Гринюк. Вот что она об этом сказала:

— У нас на одно из важных мест выходит страновой брэндинг. В традиционной номинации «Брэнд «Спадчына» представлены два знаковых брэнда: Республиканский горнолыжный центр «Силичи» и национальный парк «Беловежская пуща», который к участию в конкурсе пришел с замечательным брэнд-пакетом. Надеюсь, что жюри по достоинству оценит качество предоставленных номинантами материалов и возможностей для отечественных и зарубежных туристов.

Справедливости ради нужно отметить, что брэнд «Беловежская пуща» в мире уже хорошо известен. К сожалению, пока он эффективно работает больше на имидж наших соседей — поляков. А также на их бизнес, специализирующийся на туризме, гостиничном и ресторанном деле. Эффективность брэнда «Беловежская пуща» для нас еще не слишком высока, но подвижки есть. А значит, есть и надежда, что белорусская «Беловежская пуща» сможет принять на самом высоком уровне на сотни больше своих и зарубежных любителей природы.

Кстати, туристическая отрасль в ушедшем году заставила говорить о себе не один раз. Она демонстрировала чудеса выживаемости и белорусское гостеприимство. Не случайно в номинации «Группа услуг, туристические агентства» заявили о себе несколько номинантов. Участники пресс-конференции сожалели, что пока их мало и что среди них нет брэндов сельского туризма, который с 2006 г. достаточно успешно стал привлекать на свои «завалинки и сеновалы» зарубежных и отечественных отдыхающих. И хотя сельский туризм пока не окреп, у него хорошие перспективы принять участие в конкурсе «Брэнд года-2006». Ведь даже не победа, а только участие в конкурсе — хорошая реклама, так необходимая сельскому предпринимателю.

Более ответственный бизнес — иностранного происхождения?

Что характерно, в традиционной номинации «социально ответственный брэнд» из 7 претендентов лишь один — чисто белорусский (Минский транзитный банк).

6 других представлены иностранными компаниями, работающими на рынке Беларуси, либо их представительствами. Видимо, для иностранных капиталов социальная ответственность бизнеса — понятие более привычное, чем для чисто белорусских фирм. Впрочем, у нас есть время: Беларусь — страна с небольшим суверенным опытом и относительно молодым бизнесом, у которого многое впереди. В том числе и рост понимания социальной ответственности.

По географическому признаку

Интересно представлены на конкурсе предприятия мясоперерабатывающей промышленности.

Например, Витебская и Смолевичская птицефабрики представляют запоминающиеся молодые брэнды: «Братья Грилль» и «Ганна». А вот производители колбас и деликатесов — Минский, Гродненский и Слуцкий мясокомбинаты — заявили географические марки: «Минский мясокомбинат», «Гродненский комбинат», «Слуцкий мясокомбинат». Видимо, высокая рентабельность, хорошая историко-географическая память покупателя дают возможность предприятиям доминировать на отечественном рынке, не стимулируя их «заморачиваться» на поиск новых современных торговых марок.

Новичок «Уладар» не уступит «Лидской»?

В товарной группе «рыба и морепродукты» решили потягаться брэнды «Маринер» и «Санта-Брэмор».

Если «Санта-Брэмор» был ранее бесспорным лидером отечественного рынка, то второй претендент, нужно отдать ему должное, значительно вырос, в том числе ассортиментно. Посмотрим, как их усилия в брэндменеджменте оценят профессионалы.

Нельзя не отметить еще одну новую товарную группу: «производитель свежих овощей». Здесь заявлено 2 брэнда: «Столичный стандарт» (Минский парниковый комбинат) и «Агрокомбинат «Ждановичи».

В номинации «мука» конкурируют брэнды «Уладар» (Борисовский комбинат хлебопродуктов) и «Лидская мука» (УП «Лидахлебо-продукт»). Если «Лидская мука» — не новичок конкурса, то «Уладар» представлен впервые.

Как директор директору…

24 января в рамках конкурса «Брэнд года» пройдет первый саммит директоров.

Встреча будет посвящена стратегическим вопросам брэндинга. На саммите соберутся директора предприятий, которые рассматривают брэнд в качестве стратегии конкурентоспособности на глобальном рынке. Успешным опытом в условиях обострения конкуренции брэндов поделятся руководители «Инко-Фуд», «Ксерокс», «Атлант-Телеком», «Беловежская пуща», «Атлант М», «Савушкин продукт» и др.

Кстати, к пониманию важности брэндинга «доросли» и предпринимательские союзы страны. Вот что об этом на пресс-конференции сказал глава Союза предпринимателей и нанимателей им. проф. М. С.  Кунявского Георгий Бадей:

— На мой взгляд, до сих пор наш союз уделял недостаточно внимания повышению конкурентоспособности предприятий организации. Чтобы исправить ситуацию, мы намерены активно заняться продвижением лучших брэндов. Решили проводить рейтинги предприятий — членов нашего союза. Первоначально по 5 номинациям. Цель рейтингов — определение тех, кто вносит наибольший вклад в развитие бизнес-сообщества.

Весьма своевременное намерение. Тем более что некоторые члены БСПиН им. проф. М. С.  Кунявского, такие как «Пинскдрев» и «Милавица», не новички белорусского брэндинга, неоднократно принимали (притом успешно) участие в конкурсе «Брэнд года». Вот и на нынешнем саммите директоров в числе других руководителей предприятий-лидеров генеральный директор «Милавицы» Дмитрий Дичковский намерен дать мастер-класс коллегам по саммиту. Он расскажет о том, как предприятие использует брэндменеджмент для завоевания сердец покупательниц на отечественном и зарубежных рынках.

Бал для триумфаторов

Одной из самых таинственных структур конкурса «Брэнд года» является международное профессиональное жюри.

24 января оно соберется за закрытыми дверями, чтобы определить победителей. А уже 25 января состоится презентация брэндов — участников конкурса и жюри огласит результаты.

В рамках конкурса пройдет еще одно важное событие. В выставочном комплексе «Белэкспо» для дипкорпуса, аккредитованного в Республике Беларусь, и представителей зарубежных торговых представительств, работающих в нашей стране, будет организована выставка экспозиций предприятий — участников конкурса «Брэнд года». К ним присоединятся экспозиции победителей конкурсов «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации 2006 г.», «Лучшие товары Республики Беларусь 2006 г.». Таким образом, организаторы конкурса намерены помочь белорусским производителям в продвижении их товаров на зарубежные рынки.

Финал форума намечен на 26 января. В этот день пройдет заключительная церемония вручения дипломов и наград победителям, а также бал брэндов-лидеров. Хорошая традиция — бал для триумфаторов.

Тамара МАРКИНА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений