Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
06.07.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес-ассоциации в Беларуси: кому они нужны?

Сегодня в бизнес-ассоциации Беларуси входят порядка 5-7% от числа предпринимателей. В сравнении со странами Евросоюза (в частности, Германией) и США, где этот показатель достигает 70-процентной отметки, - неприлично мало...
Сегодня в бизнес-ассоциации Беларуси входят порядка 5-7% от числа предпринимателей. В сравнении со странами Евросоюза (в частности, Германией) и США, где этот показатель достигает 70-процентной отметки, - неприлично мало. К слову, и удельный вес малых и средних предприятий в объеме ВВП там колеблется в пределах 50-60%, в то время как в Беларуси их вклад не превышает 7%.

Не потому ли предпринимательство в нашей стране развивается так медленно, а доля малого и среднего бизнеса в экономике вот уже несколько лет "топчется" на одном месте, что бизнес-ассоциации объединяют лишь небольшое число субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей? Утверждать, что между этими фактами существует прямая зависимость, конечно, нельзя, однако задуматься над ними, пожалуй, стоит.

Почему предприниматели не стремятся вступать в союзы, а предпочитают действовать в одиночку? Каковы вообще роль и потенциал предпринимательских объединений в Беларуси? Своим взглядом на эту тему с "НЭГ" поделился председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александр ПОТУПА.

Наши бизнесмены виноваты в сложившейся ситуации не меньше власти. Есть и те, кто предпочитает решать все проблемы напрямую с "крышами" разного уровня, полагая, что само обращение за помощью в предпринимательский союз сделает их в глазах власти неблагонадежными. На основании таких опытов вполне ответственно могу заявить: периодически возникающие на разных этажах власти призывы вести диалог непосредственно с серьезными бизнесменами минуя общественные объединения есть прямой призыв к усилению коррупции.

По нашим подсчетам, сегодня в стране зарегистрировано около 100 общественных объединений, так или иначе декларирующих поддержку предпринимательства. Еще есть с полсотни центров поддержки, инкубаторов, государственных органов (от департамента по предпринимательству до местных управлений, не считая уполномоченных в райцентрах). На первый взгляд, почти готовый сюжет анекдота про очередных семь нянек, у которых дитя без глазу.

Впрочем размножение предпринимательских общественных структур можно считать в какой-то мере закономерным. Возникла необходимость учитывать дифференцированные интересы отдельных групп, - говорит А.Потупа. - Так возникли многие специализированные (риэлтеры, страховщики, транспортники, банкиры и т.п.) и региональные объединения. Например, на сегодня из 18 организаций, входящих в состав Конфедерации промышленников и предпринимателей, 14 - специализированные, одна - региональная. Между тем начиналась Конфедерация лет 11 назад всего с трех более или менее универсальных союзов - Белорусского союза предпринимателей (БСП), Белорусской научно-промышленной ассоциации и Союза арендаторов. Совет региональных объединений кроме республиканского БСП включает 11 союзов областного (в т.ч. г.Минск) уровня. Наряду с классическими формами стали формироваться также своеобразные профсоюзные организации, объединяющие почти исключительно индивидуальных предпринимателей. Размножение такого рода объединений основано на гипотезе о том, что специализированный союз может разобраться в своем секторе бизнеса с соответствующим министерством или ведомством и наилучшим образом пролоббировать свои интересы практически независимо от состояния дел в иных секторах, региональное объединение - соответственно обеспечить права своих членов в отношениях с местной властью.

В деятельности общественных объединений (именно реальных ОО, а не "грантовых" зонтиков) правозащитный компонент полностью доминирует  над клубным. Так, в нашем Союзе на правозащитную деятельность членов уходит порядка 90% времени и ресурсов. Образовательные и кооперационные программы, безусловно, поддерживаются на определенном уровне, но главное дело заключается все же в стратегической и локальной защите предпринимательских интересов от необоснованных решений властей.

Для правозащитной деятельности нужны группы высококлассных экспертов, способных работать в оперативном режиме реального времени, реагируя на громадный поток нормативно-правовых актов (уже действующих и в проектах), предлагать свои решения и варианты, договариваться о каких-то оптимальных развязках на самых разных этажах власти. Это весьма дорогое удовольствие. Думается, что распыленность средств, проистекающая от обилия организаций, - одно из важнейших препятствий для эффективной работы по минимизации последствий антипредпринимательского по сути курса.

Опыт БСП показывает, что даже не располагая достаточными ресурсами, можно "умудриться" решать многие проблемы. В большинстве своем чиновники остерегаются как-то критиковать сверху спущенные документы и даже проекты. Если критика идет от союзов и они способны представить хорошо выстроенные мотивировки, то за редким исключением (высокая политика и прочие надэкономические факторы) можно добиться позитивных сдвигов. Надо лишь уметь хорошо просчитывать ситуацию и прогнозировать благоприятные сценарии.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений