Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Цены становятся важнее ассортимента

Фото: neg.by

Инфляция по итогам января-августа в годовом выражении практически достигла 18%. Высокие темпы роста цен привели к тому, что многие белорусы стали экономить. И розница это тоже почувствовала.

Экономия почти на всем

Все исследовательские компании, которые анализировали в этом году ситуацию на потребительском рынке Беларуси, зафиксировали изменение предпочтений белорусов. Как показывают исследования, 30% и более опрошенных в связи с ростом цен стали экономить.

Например, по данным Международного агентства социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ), белорусы в этом году стали экономить на отдыхе (об этом заявили 45% респондентов), развлечениях (41%), покупке бытовой техники (29%).

Тенденции, которые видят исследовательские организации, подтверждают и представители ритейла. Например, как удалось выяснить «ЭГ», в интернет-торговле в этом году существенно выросли продажи бытовой техники отечественных брендов на фоне подорожания импортных аналогов.

На продуктах питания население также стало экономить и, если приходится это делать, чаще всего выбирает более дешевый белорусский аналог. Кроме того, население охотнее приобретает товары на скидках и ограничивает себя в необязательных расходах, свидетельствуют данные исследования МАСМИ.

Нужны дискаунтеры, даже «жесткие»

Компания «Евроторг», которая владеет крупнейшей сетью продовольственных магазинов, также констатирует, что белорусы стали отдавать предпочтение товарам эконом-сегмента. Поэтому сеть стала увеличивать долю магазинов, которые могут предложить более низкие цены.

По данным ритейлера, в Беларуси продолжается рост популярности формата дискаунтер и «жесткий» дискаунтер. Узкий и точно выверенный ассортимент товаров первой необходимости по сниженной цене помогает потребителю тратить гораздо меньше времени на совершение покупок, а также получить дополнительную экономию бюджета, считают в «Евроторге».

Доля дискаунтеров («Хит», «Грошык») в товарообороте розничной сети по итогам 1-го полугодия 2022 г. составила 30%, в то время как год назад данный показатель был на уровне 25%.

«Это сигнал о том, что не всегда потребителю нужен ассортимент, а если нужен, он найдет его в электронной коммерции», – отметил коммерческий директор «Евроторга» Александр Шуляк, выступая в сентябре на международном форуме-­выставке «Трейд Диалог».

По его словам, гипермаркеты по темпам развития сейчас существенно уступают дискаунтерам. Одна из причин такой тенденции, по мнению эксперта, состоит в том, что реальные доходы населения (на фоне роста цен) в текущем году снизились.

Это привело к тому, что 43% потребительских расходов белорусских семей в этом году (данные за второй квартал) уходят на покупку продуктов питания, в то время как год назад этот показатель составлял 41%. При ухудшении ситуации доля потребительских расходов на питание продолжит увеличиваться, считает Александр Шуляк.

Поэтому розница уже, реагируя на тенденции на потребительском рынке, вынуждена корректировать ассортиментные матрицы.

«Стратегии ритейлеров уже корректируются и будут пересматриваться в будущем с учетом рыночной конъюнктуры. Количество дискаунтеров, промоакций будет продолжать расти, доля товаров эконом-сегмента увеличиваться», – поделился своими ожиданиями Александр Шуляк в беседе с корреспондентом «ЭГ».

Особенности регионального потребления

Следует отметить, что в разрезе регионов объем и структура потребления существенно разнятся. Так, в областях за пределами МКАД объем потребления заметно ниже того уровня, который сложился в столичном регионе.

В текущем году, согласно данным за январь-июль, на Минск и Минскую область приходится 47,5% от всего розничного товарооборота. В то же время доля областей в республиканском объеме розничного товарооборота гораздо ниже – колеблется от 8,7% до 12,2%.

Объем розничного товарооборота на душу населения подтверждает, что в регионах уровень потребления уступает уровню, который сложился в столице.

Согласно годовым данным, которые недавно обнародовал Белстат, в Минске розничный товарооборот на душу населения превысил в 2021 г. 9,2 тыс. руб. В Минской области составил около 7 тыс. руб., а во всех (!) остальных областях был ниже 6 тыс. руб. и часто не превышал 5,5 тыс. руб. на душу населения.

Наконец, еще один существенный показатель – структура потребления. Данные этого года говорят о том, что в столице горожане больше всего тратят на непродовольственные товары (58,4% от совокупного розничного товарооборота). В то же время во всех (!) областях этот показатель ниже 50%, т.е. розничный товарооборот в регионах в основном связан с продуктами питания.

Кто же обеспечивает белорусские семьи едой? Данные крупнейшей продовольственной сети «Евроторг» говорят о том, что 70% покупателей сети – женщины. К сожалению, данные ритейла свидетельствуют, что покупатели теперь больше внимания обращают на цены, чем на ассортимент.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений