Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №8(2604) от 27.01.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6409
EUR:
2.8745
RUB:
3.8123
Золото:
163.72
Серебро:
2.01
Платина:
86.01
Палладий:
141.62
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Упор на национальное и запросы из Грузии и Казахстана: как развивается белорусский рынок франчайзинга

Фото:alfa-5.com

В Беларуси до 2005 г. франчайзинг был законодательно ограничен и только в 2006 г. появилась возможность заключать такие договоры. В первое время в стране активно развивали франшизы, купленные за рубежом, но со временем акценты сместились. Теперь большая доля таких сделок приходится на национальные концепции. О том, какие еще тренды складываются на этом рынке, на конференции «Неделя бизнеса – 2022» рассказала председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева.

День сегодняшний: качели

Франчайзинг становится все более популярным инструментом для создания и развития бизнеса. Компании, добившиеся успеха на рынке, передают право использования их имени, опыта и технологий в бизнесе другим предпринимателям. И это позволяет быстро и эффективно развивать сети, способствует усилению бренда.

«ЭГ» уже писала, как выбрать и купить франшизу, во сколько это обойдется и к какому результату может привести. Сейчас сконцентрируемся на текущей ситуации на этом рынке.

В Беларуси договоры франчайзинга должны пройти регистрацию. Законодательно такая возможность появилась с 2006 г. – и именно с этого момента специалисты могут анализировать ситуацию на этом рынке. О. Леонтьева уточняет, что количество договоров все же меньше, чем количество реально работающих франшиз. По ее словам, бывают ситуации при покупке зарубежных франшиз, когда есть несоответствие норм законодательства страны – владельца бизнеса и отечественного законодательства. Такие договоры зачастую не проходят регистрацию. Но статистика по договорам все же отражает положение дел на этом рынке.

С 2006 по 2015 год ситуация складывалась достаточно ровно – количество договоров франчайзинга то росло, то сокращалось. А вот с 2015 г. начался стабильный рост количества франчайзинговых точек в стране. Это продолжалось до 2020 г., когда начался резкий спад. Если в 2019 г. было зарегистрировано около 110 таких договоров, то в 2020 г. – уже менее 60. В 2021 г. рынок практически полностью восстановился (количество сделок приблизилось к 120), но такая ситуация длилась недолго. В первой половине 2022 г. снова случился провал.

При этом глава ассоциации подчеркивает, что во второй половине года положение начало выправляться, и в последнее время было зарегистрировано много новых договоров франчайзинга. Чаще всего речь шла о бизнесах в таких сферах, как розничная торговля, общепит, B2C. Делать какие-то прогнозы – дело неблагодарное, но О. Леонтьева надеется, что по итогам текущего года получится достичь результатов 2021-го.

Специалист также рассказала, как на сегодня выглядит структура франчайзинговых точек по отраслям. Традиционно более 50% – это бизнес из розничной торговли. Следом идут услуги для населения и общепит (у них примерно одинаковый объем рынка), дальше – услуги для бизнеса. Самая маленькая доля у франшиз из сферы производства. И это логично: одинаковые магазины или кафе в разных странах или регионах построить гораздо проще, чем одинаковые заводы. При этом даже такие франшизы в стране есть. К примеру, в 2020 г. этот сегмент немного подрос за счет четырех белорусских агрофраншиз.

Еще один показатель, помогающий понять ситуацию с франчайзингом в стране, – количество запросов на покупку франшиз, которые анализирует ассоциация. Последние несколько лет в этой части также наблюдаются сильные колебания. Так, в марте 2020 г. количество таких запросов резко упало. К середине 2020 г., когда шок от пандемии немного прошел, интерес к покупке или разработке франшиз снова стал довольно высоким. К началу 2021 г. рынок пришел в себя, но летом были введены санкции из-за посадки самолета Ryanair. В начале 2022 г. снова началось оживление, но в конце февраля ситуация кардинально изменилась. Сейчас, отмечает О. Леонтьева, количество запросов на покупку франшиз снова растет, но не все они трансформируются в реальные сделки.

Чьи франшизы работают в Беларуси

Сегодня на белорусском рынке преобладают российские франшизы – у них 37%. Совсем немного отстают белорусские, работающие на своем же рынке, – их доля 34%. Так было не всегда, упор на национальное произошел в последние несколько лет. И этот сегмент рынка сейчас показывает неплохой рост. По словам главы ассоциации «Белфранчайзинг», если в 2011 г. в стране работало только две национальных франшизы, то сейчас их количество приближается к 150. Несмотря на разнообразные шоки, отечественные компании ищут для себя возможности выхода на другие рынки, и франчайзинг может им в этом помочь.

Среди текущих трендов – выросший интерес к белорусским франшизам в России. Специалист объясняет это тем, что в среде российского бизнеса традиционно высокое доверие к белорусским продуктам и белорусскому качеству ведения бизнеса.

Еще один тренд, появившийся в последнее время, – интерес к белорусским франшизам из Казахстана, Грузии и Узбекистана. О. Леонтьева объясняет это миграцией белорусского и российского населения. Пос­ле адаптации на новом месте люди хотят видеть вокруг себя привычные товары и услуги, тот уровень качества, к которому они привыкли. Многие уезжали с какими-то сбережениями и сейчас намерены вложить их в знакомые франшизы.

«Образуются определенные диас­поры, которые могут быть целевой аудиторией для развивающихся сетей на других территориях. Поэтому на текущий момент очень много запросов на разработку и покупку франшиз из этих стран», – подчеркнула глава ассоциации и уточнила, что в основном речь идет про бизнесы в сфере общепита, ритейла и бытовых услуг.

Что касается франшиз из РФ, то их количество в РБ стало расти с 2020 г., когда против нашей страны начали вводить ограничительные меры. В первой половине текущего года санкции введены и в отношении самой России. Специалист подчеркнула, что после этого российские бренды считаются токсичными практически во всем мире. Поэтому такие страны, как Беларусь, Казахстан, Узбекистан, стали для них тем рынком, где еще можно развивать франчайзинговые сети.

Что касается других стран, то у них доля на рынке франчайзинга Беларуси не так велика. К примеру, в стране сейчас 11% франшиз родом из стран СНГ, 8% – из Европы, 3% – из Америки, 2% – из Азии и еще 5% приходится на прочие страны.

Несколько советов

Ольга Леонтьева дала несколько практических советов тем предпринимателям, которые сейчас задумываются о создании собственной франшизы. 

Во-первых, заниматься этим стоит тогда, когда бизнес работает не менее двух лет. Кроме того, у владельца должно быть не менее двух работающих точек. Это нужно для того, чтобы отработать бизнес-процессы в разных условиях и понять, что все функционирует правильно и модель можно продавать. Третий важный момент – все бизнес-процессы должны быть внедрены и описаны, теневой экономике во франчайзинге места нет. И, наконец, ваша бизнес-модель должна быть доходной, что подтверждается соответствующей отчетностью.

Глава ассоциации также посоветовала будущим франчайзерам отбирать франчайзи, испытывающие симпатию к продаваемому бренду. Это поможет развивать сеть более эффективно. Кроме того, владельцу бизнеса стоит помнить, что самая эффективная сеть сочетает в себе и собственные точки, и франчайзинговые.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by