БЕЛОРУССКОЯЗЫЧНАЯ РЕКЛАМА: ОТ КВАСА ДО SAMSUNG
В Минске завершился первый фестиваль белорусскоязычной рекламы и продвижения «ADNAK!».
В Минске завершился первый фестиваль белорусскоязычной рекламы и продвижения «ADNAK!». Главная цель, которую ставили его организаторы, — понять, насколько перспективным и актуальным является белорусский язык в этой сфере.
Конкурс работ проводился по 9 номинациям: кино- и телевизионная реклама, печатная и наружная реклама, дизайн (открытки, календари, буклеты, логотипы, фирменный стиль), этикетка и упаковка, интернет-реклама (баннеры, промо-сайты, интерактивые проекты), радио- или аудиореклама, социальная реклама, рекламные проекты и промоакции, созданный, но не реализованный проект. Также в рамках фестиваля прошли 3 отдельных конкурса: молодых беларусских рекламистов (до 28 лет), конкурс на лучший перевод слоганов зарубежных брендов на белорусский язык и «Самый белорусскоязычный мировой бренд».
Всего на конкурс поступило 185 работ от 72 участников. Неожиданный тренд отметил руководитель интернет-ресурса Marketing.by Сергей Скороход. Несмотря на часто звучащие заявления о том, что современная реклама «уходит» в мировую сеть, номинация «Интернет-реклама» оказалась самой слабой. На нее были поданы всего 4 работы, и жюри так и не смогло назвать победителя. «В белорусском Интернете эта ниша пока не заполнена: здесь нет «аховых», ярких проектов», — комментирует С.Скороход.
Зато с дизайном у белорусских рекламщиков все в порядке — эта номинация получилась самой яркой. Главный приз получила серия блокнотов «Вдохновляйся белорусским» рекламной группы «Адліга».
Как свидетельствует список победителей и номинантов, «на роднай мове» пока рекламируют товары лишь в нескольких специфических нишах. Это традиционные пищевые продукты (квас «Хатні», чья реклама завоевала призы сразу в нескольких номинациях, пиво «Крыніца», мука «Рэчыцкая»), заведения общепита, которые используют национальный колорит (кафе «Бульбяная» и «Камянiца»), стройматериалы (Ceresit) а также… высокотехнологичные товары.
По мнению специалистов, социальные группы потребителей, которые понимают и положительно воспринимают белорусский язык в рекламе — образованная молодежь и люди среднего возраста с университетским дипломом. Поэтому имеющая оттенок элитарности такая реклама цифровой техники дает неплохие результаты. К примеру, ее использует в Беларуси Samsung, у которого, по словам организаторов «ADNAK!» уже вышло около сотни рекламных продуктов на белорусском языке. Подобной практики придерживаются также Renault, Ceresit, Adidas, Bosch, Tefal.
В целом же реклама на белорусском языке пока остается явлением редким. Настолько редким, что она автоматически отстраивает вас от конкурентов, и в этом ее несомненный плюс, считают эксперты.
«Нам нужно было понять, есть ли белорусский язык в рекламе и востребован ли он там. Мы получили положительный ответ, — сказала на пресс-конференции координатор компании «Будзьма беларусамі» Елена Маковская.
Однако многие члены жюри не испытывали подобного энтузиазма и высказывались более реалистично. К примеру, руководитель отдела маркетинга компании Velcom Дина Цибульская признала, что компания пока не готова перевести свою рекламу на белорусский. По ее мнению, это означало бы «начать говорить с очень определенной, элитарной частью населения».
Любой бренд стремится «разговаривать» с потребителем на его языке, подчеркнул член фестивального жюри, бренд-менеджер автомобильного холдинга «Атлант М» Илья Прохоров. А так как в ежедневном общении превалирует русский язык, то и большинство рекламы идет на нем же. Чтобы убедить заказчика дать рекламу на белорусской языке, сейчас необходимо множество «бронебойных» аргументов. Однако многие рекламодатели говорят, что если государство введет какие-либо налоговые льготы для такой рекламы, то они с удовольствием пойдут на такой шаг.
Дарья КОСТЕНКО