Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
31.05.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Автомобильные перевозки

Как нормативный документ "расширяет" Закон
Как нормативный документ "расширяет" Закон

В соответствии со ст.34 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (далее -- Закон) Министерство транспорта и коммуникаций РБ имеет право устанавливать на отдельные виды коммерческих автомобильных перевозок дополнительные лицензионные требования. В качестве одной из таких мер предполагается утвердить Порядок допуска перевозчиков к осуществлению коммерческих перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее -- Порядок). Однако ознакомление с проектом Порядка, который разработан БелНИИТ "Транстехника" и обнародован в газете "Мир тяжелых моторов", вызывает чувство недоумения, поскольку зачастую противоречит тексту закона, а в некоторых пунктах Порядка речь идет об элементарной подмене понятий. Не является редкостью и расширительное толкование отдельных положений Закона.

Все вышесказанное относится в первую очередь к требованиям, изложенным в главе 2 Порядка. В частности, установление для соискателя лицензии на выполнение международных перевозок обязательного условия в виде наличия 3-летнего опыта по перевозке грузов во внутриреспубликанском сообщении ставит изначально субъект хозяйствования в неравные условия по сравнению с уже работающими, поскольку нарушается конституционный принцип равенства прав всех субъектов хозяйствования (ст.13 Конституции).

Также из текста ст.31 Закона следует, что финансовое состояние владельца лицензии должно соответствовать требованиям, утвержденным Минтрансом. Но в тексте Закона ни слова не говорится о требованиях к финансовому состоянию соискателя лицензии. Согласитесь, владелец лицензии и соискатель лицензии -- понятия достаточно разные, впрочем, как разнятся между собой и понятия, используемые в тексте Закона: "финансовое состояние" -- и в тексте Порядка: "финансовая состоятельность". В соответствии с Законом "О нормативных правовых актах" нормативные правовые документы министерств и ведомств издаются на основе и в соответствии с законами Республики Беларусь и не должны им противоречить. Разницу между "состоянием" и "состоятельностью" сумеет разъяснить любой обладатель толкового словаря русского языка: "состояние" -- "положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находится кто-нибудь" (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1990, с. 749). А прилагательное "состоятельный" образовано от существительного "состоятельность" и означает "богатый, обеспеченный". Как видно, понятия эти совершенно разные.

Далее, в главе 4 Порядка, в которой изложены требования к финансовой состоятельности (?), указывается что, "финансовое состояние (!) соискателя или владельца лицензии: должно быть обеспечено имуществом, оцененным в следующих размерах: 9000 еurо на одно автомобильное транспортное средство плюс 5000 еurо -- на каждое последующее". Нормы данной главы Порядка также вступают в противоречие с уже действующими нормативными правовыми актами, обладающими более высокой юридической силой. (Предполагается, что Порядок будет введен в действие либо постановлением Минтранса, либо приказом министра транспорта.) Кроме того, неудачной является формулировка: "9000 еurо на одно автомобильное транспортное средство", поскольку нельзя однозначно понять, что имеют ввиду разработчики данного проекта: одиночное или состав из нескольких единиц транспортных средств, о которых идет речь в тексте ст.1 Закона. Налицо явная несогласованность между текстом Порядка и текстом Закона.

Обратите внимание: изначально вносится путаница в систему подсчета. Если одно автомобильное транспортное средство равно единице транспортного средства, значит именно на эту единицу необходимо иметь 9000 евро, следовательно, на состав автомобильных транспортных средств, как правило, работающий в сцепке (например, седельный тягач плюс полуприцеп), необходимо иметь 14000 евро. Если под одним автомобильным средством понимают состав (сцепку), то речь идет о 9000 евро на две единицы автомобильного транспортного средства. В общем, в соответствии с такой редакцией -- можно толковать как хочешь, что чрезвычайно выгодно для чиновника, поскольку открывает для него неограниченные возможности. Ведь именно от него зависит, выдать лицензию или нет.

Кроме этого, в соответствии с Декретом Президента РБ от 16.03.99 г. N 11 (в редакции Декрета от 2000-11-16 г. N 22) установлены минимальные размеры уставных фондов для различных организационно-правовых форм субъектов хозяйствования. К примеру, 1200 евро -- для обществ с дополнительной ответственностью. Следовательно, создать ОДО с таким уставным фондом в соответствии с Декретом Президента можно, но работать на рынке международных автотранспортных услуг в соответствии с Порядком -- нельзя.

Иначе как курьезом нельзя назвать требование к деловой репутации субъекта хозяйствования. И вот почему. Законодатель (ст. 32 Закона) сформулировал требования следующим образом: "должностное лицо, ответственное за выполнение автомобильных перевозок, должно быть профессионально компетентным, дееспособным, иметь соответствующую репутацию". В главе 3 Порядка вновь происходит подмена понятий: вместо предъявления требований к репутации должностного лица речь идет о требованиях к "деловой репутации соискателя или владельца лицензии". Не будем заострять внимание на разном содержании формулировок, ведь по мнению разработчиков выходит, что "соответствующая" и "деловая" -- это одно и тоже, но вот спутать должностное лицо субъекта хозяйствования и сам субъект хозяйствования, работника и работодателя -- это еще надо суметь. Что называется, заблудились в двух соснах.

Далее. В соответствии с ч.2 ст.32 Закона "должностное лицо, ответственное за выполнение автомобильных перевозок, считается профессионально компетентным в случае прохождения им аттестации или наличия диплома об окончании высшего или среднего специального учебного заведения, признаваемых Министерством транспорта и коммуникаций". То, что Минтранс самостоятельно будет признавать в рамках одного государства дипломы об окончании высших и средних специальных учебных заведений, звучит весьма оригинально и даже немного экзотично, но разработчики Порядка идут еще дальше. Во-первых, для работника дополнительно устанавливается норма о наличии непрерывного стажа работы по специальности в течение трех лет, о чем ни слова не сказано в Законе, а во-вторых, признаются не только дипломы, но и свидетельства о прохождении обучения по программе "организация перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении". Таким образом, уравниваются между собой обладатели документов о присутствии на слушании трех-четырехдневных курсов и обладатели дипломов об окончании вузов.

Данные нормы Порядка являются расширительным толкованием закона, противоречат его положениям, а потому не будут иметь юридической силы. А вот по авторитету ведомства, подготовившего такой документ, могут ударить сильно.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by