Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
15.08.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зарплатный горизонт расширяется

Фото: brestcity.com

Хотя ранее выдвинутая цель – доведение средней зарплаты по стране до 1000 рублей – еще не достигнута, власти ставят новые задачи. Во время рабочей поездки в Брестскую область Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил в следующем году подтянуть предприятия с низкой зарплатой до 1000-рублевого уровня, а в целом по стране – до 1500.

Пока по итогам июня сред­няя номинальная начисленная заработная плата в июне составила только 819,3 BYN, причем если в Минске она достигла 1143,1 BYN, то в Брестской области – только 706, а в Витебской – вообще 694,6. Таким образом, к концу года средняя зарплата по стране должна вырасти почти на 20% по сравнению с июньской, за год – более чем на 1/3, а в отдельных областях – почти вдвое. Президенту эта задача кажется вполне осуществимой. «Мы 1 тысячу рублей будем иметь, но это будет средняя зарплата. Есть предприятия, которые эту среднюю зарплату тянут вверх, это хорошо. Но половина, может, чуть меньше предприятий, где мы недотягиваем до этого уровня, и вообще там зарплата небольшая, – заявил А. Лукашенко. – За 2018–2019 годы, особенно за 2018 год, мы беремся за те предприятия, на которых мало зарабатывают, чтобы их подтянуть к 1 тысяче». Если данное поручение будет выполнено, средняя зарплата по стране может достичь 1500 BYN, полагает глава государства.

Впрочем, это пожелание, кажется, пока не планируется закреплять нормативно. Пока Законом от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» устанавливается лишь месячная и часовая «минималка» как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников. Обязательный уровень средней зарплаты по стране, регионам, отраслям и отдельным предприятиям остается только устным требованием, выполнить которое при всем желании ни чиновники, ни руководители многих предприятий сегодня вряд ли в состоянии.

К тому же подобный рост чреват серьезными макроэкономическими последствиями. Гонка «за зарплатой» привела в прошлой пятилетке к заметным дисбалансам. Так, в 2011– 2015 гг. ВВП страны вырос всего на 5,9% а производительность труда – на 10,8%, в 11 и 6 раз меньше, чем предусматривалось прогнозом. Зато реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 132,8%, «всего» вдвое меньше, чем планировалось. Казалось, что после обвала в 2011 и в 2015–2016 гг. власти будут осторожнее в обещаниях и прогнозах. На 2016–2020 гг. запланирован рост ВВП только на 12,1–15%, производительности труда – на 12,8–15,3%, а реальных располагаемых денежных доходов населения – на 9,5–11,6%. При таких темпах роста экономики почти 2-кратный рост номинальной зарплаты теоретически возможен только к концу пятилетки. Впрочем, он в любом случае не будет равномерным. Скажем, зарплату бюджетников планируется повысить до уровня не ниже 80% от средней заработной платы в экономике только к 2020 г., причем отчасти «посредством оптимизации функций и численности занятых в бюджетной сфере».

Интересно, что средний уровень заработной платы в 1000 BYN требуется закрепить к концу этого года, чтобы в начале следующего года не получить его снижения. Действительно, традиционно в декабре наблюдается рост номинальной зарплаты из-за годовых премий и бонусов, но уже в следующем месяце происходит спад – примерно на 10%. Теперь на этом сыграть не удастся. «Надо стабильно выходить на среднюю зарплату, и в 2018 году самую низкую подтягивать до уровня средней», – заявил глава государства.

К сожалению, главный ис­точник средств для начисления зарплаты – выручка предприятий – растет куда медленнее, чем нужно для столь значительного увеличения заработков. За 5 месяцев т.г. она выросла в текущих ценах всего на 8,1%, себестоимость – на 7,8%, а номинальная зарплата – на 9,2%. Для сбалансированного бюджета предприятия это предел: дальнейшее наращивание «зарплатоемкости» влечет падение рентабельности и прибыли. Но тут возникает порочный круг: пока доходы населения остаются низкими, не приходится надеяться на устойчивый рост экономики, без которого, в свою очередь, невозможно обеспечить увеличение заработков. Медленный рост доходов населения заставляет стагнировать розницу, общепит и строительство жилья, сдерживает увеличение производства в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, и в конечном итоге зарплату работников. Для решения этой проблемы требуется существенное повышение эф­фективности работы предприятий, инвестиции и разнообразные стимулы. Не случайно власти пытаются создать условия для развития малого бизнеса, в т.ч. с помощью беспрецедентных льгот. Но по-видимому, гораздо больше некоторые чиновники уповают на привычные ад­министративно-командные методы.

НЕ СЕКРЕТ , что некоторые субъекты хозяйствования задачу увеличения заработной платы и производительности труда пытаются решить за счет сокращения штатов, хотя свыше такие действия не одобряются. При этом регулирование рынка труда понимается у нас предельно четко. «Людей надо приучить к труду. Нельзя создавать так называемый класс безработных, – заявил Президент. – Если мы их не станем вовлекать в общественно полезный труд, как раньше говорили, значит, мы будем создавать этот класс, и он будет увеличиваться. Нам этого допустить нельзя». Прав­да, в отличие от прежних времен в белорусской Конституции закреплено только право, а не обязанность на труд, но такие нюансы не принимаются во внимание. «Мы должны заставить всех работать. Конечно, будет какой-то малый процент людей, которые ни на что не способны. Хватает у нас, к сожалению, ал­кашей, проходимцев в жизни. Как их заставить работать? Специфическими методами будем заставлять. Но есть люди, которые могут, но отлынивают, особенно на западных рубежах, – заявил Александр Лукашенко. – Этих людей надо ставить в такие условия, чтобы они все-таки шли работать – и швеями, и бетонщиками, и прочими».

Если кто-то рассчитывает, что декрет № 3 будет «спущен на тормозах», то он явно за­блуждается. Президент пообещал, что после выхода его обновленного варианта мест­ным органам власти будут даны самые широкие полномочия. «Мы вычленим людей по персоналиям: кто может, но не хочет, кто хочет, но не может, и тех, которым надо лопату в зубы – и пошел работать, – заявил глава государства. – Пусть на меня не обижаются. Я думал, что 300 тысяч, а у нас 540 тысяч безработных, которые подпадают под третий декрет».

РОСТ зарплат не числится среди определенных им постановлением Совмина от 8.12.2016 № 1008, так, если выйти на рубежи «1000–1500» не удастся, слишком суровых последствий быть не должно. Тем не менее вчера на оперативном совещании в Мингорисполкоме глава Администрации Президента На­талья Кочанова пообещала жесткий спрос с руководителей за выполнение прогнозных показателей по трудоустройству на новые рабочие места, росту заработной платы и привлечению прямых иностранных ин­вестиций. «Все вопросы, которые касаются работы предприятий и организаций, вопросы, от которых зависит жизнь людей на территориях, должны решаться ответственно и оперативно, – сказала она. – Прогнозные показатели в столице должны быть обеспечены, следует предпринять для этого все необходимые меры». Столичных чиновников предупредили, что в «обновленном» декрете № 3 «акцент переносится на мест­ные органы власти». Им придется «отследить каждого человека, составить выверенные списки, предлагать людям работу, помогать им с трудоустройст­вом». При этом Минску доведено задание достичь в декабре уровня средней заработной платы 1385 BYN – на 21,2% больше, чем в июне. Как это отразится на финансовом положении столичных пред­приятий, валютном рынке и инфляции, придется обсудить на каком-­нибудь другом совещании.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by