Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №47(2544) от 28.06.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законопроект по бухучету: признание экономических процессов и новое в применении ПУД

Фото: freepik.com

Палата представителей 15 марта 2022 г. одобрила в первом чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности».

В этой связи своими мыслями о реалиях и перспективах бухгалтерского процесса поделился с редакцией «ЭГ» Евгений ГЕРШТЕЙН, заместитель директора ООО «РСМ Бел Аудит», исполнительный директор ОО «Белорусское общество профессиональных бухгалтеров».

фото-Герштейн.jpeg
     Евгений ГЕРШТЕЙН

Подготовка изменений в действующий Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухучете) идет уже довольно длительное время.

Достаточно широко известно, в чем основные новации, но все же тезисно обозначим их:

– корректировки в определении круга общественно значимых организаций, обязанных составлять отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);

– распространение норм Закона о бухучете на организации в целом (в понимании единого субъекта);

– расширение возможностей подписания первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета различными способами, в т.ч. с использованием уже известных в целом информационных технологий;

– установление обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности иностранными компаниями в отношении их деятельности через постоянное представительство;

– расширение состава не подлежащих пересчету неденежных активов и неденежных обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

– применение с 1 января 2024 г. банками МСФО в качестве единственных стандартов при составлении финансовой отчетности.

Позитивные подвижки в бухучете

Если оценивать в целом, представляется, что Минфином, как разработчиком законопроекта, делается поступательное, пусть и не такое броское движение по разностороннему внедрению позитивных элементов в бухгалтерскую практику. И если кому-то представляется, что можно радикальнее, быстрее и ловче, то вряд ли это уместно.

Почему, по моему субъективному суждению, видится более правильным именно такой, пошагово-компромиссный путь, избранный Минфином? Попробую тезисно объяснить.

Бухгалтерский учет и отчетность вместе с ним – консервативная штука. Это лишь отражение тех финансово-хозяйственных реалий, которые объективно есть. Другое дело – способы и методы отражения в учете.

Бухучет не может опережать экономические процессы априори, иначе он останется вещью в себе, работающей внутри себя и только для себя. Но он должен успевать и реагировать на изменения в экономической жизни.

Бухучет по любым стандартам – не набор записей (двойных или односторонних), но отображение экономического содержания хозяйственной операции. Желательно – понятно и обязательно – достоверно (так, как есть, проще говоря, а не так, как хотелось бы, причем кому бы то ни было: собственнику, директору или главному бухгалтеру).

Поэтому новации Закона о бухучете – несколько пусть небольших, но ощутимых шагов к признанию объективных экономических процессов.

Упрощение документального сопровождения хозяйственных операций

Важнее всего представляется не столько МСФОшные тенденции. Позволю себе заметить, что при всей объективной потребности в синхронизации отчетности публичных компаний и того же страхового сектора с МСФО, вызывает определенный скепсис составление «международной» отчетности, например, государственным КУПом: какова конечная не бумажная, а реальная цель?

А вот шаг в диверсификации способов применения первичных учетных документов (ПУД) – это весьма и наиболее важно. И, по моему убеждению, это должно стать началом пересмотра отношения к ПУД как к приоритету над всем и вся, включая сущность хозяйственной операции, что мы, к сожалению, наблюдаем сегодня – ПУД важнее всего.

И чем мы «спокойнее» будем относиться к вознесенным на пьедестал ПУД, тем проще будет для субъектов хозяйствования сопровождать свою деятельность.

В этом смысле изменения, планируемые в ст. 10 Закона о бухучете – пусть и не сильно большие, но ощутимые шаги в верном направлении, тем более что здесь мы уже догоняем управленческо-правовые реалии.

И наряду с процессом упрощения документального сопровождения хозопераций, весьма актуально параллельно работать над синхронизацией бухгалтерского и налогового учетов, причем не столько в составах тех же бухгалтерских и налоговых затрат, доходов и расходов (здесь, по-моему, не все так однозначно), сколько в определении даты отражения хозяйственной операции, момента фактической реализации и фактического осуществления расходов, в привязке к ПУД или нет. Пресловутые ОНА и ОНО, в отражении которых «подножки» для многих специалистов, – не лучшее изобретение, а многообразие понимания завершения услуг или работ в привязке к пресловутому ПУД – и вовсе порой задачки со многими неизвестными.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений