Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бухгалтерский учет и отчетность: какие ожидаются новации

Фото: pexels.com

Палата представителей 15.03.2022 одобрила в первом чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности». По словам первого заместителя министра финансов Дмитрия Кийко, представлявшего проект на сессии, актуальность его принятия обусловлена в т.ч. необходимостью упрощения документирования хозяйственных операций, изменения круга организаций, обязанных составлять отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), перехода банковской сферы на МСФО.

Кийко.jpg
      Дмитрий Кийко

Дмитрий Кийко рассказал депутатам об основных положениях документа, предусматривающего значительную корректировку Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон).

Предлагается признать актом законодательства один из документов МСФО. Так, Закон дополняется нормами о введении в действие на территории Беларуси в качестве технического нормативного правового акта Концептуальных основ предоставления финансовых отчетов. Этот документ используется составителями отчетности в тех случаях, когда ни один из стандартов МСФО не регулирует определенную операцию или событие или когда стандарт допускает выбор учетной политики.


Изменяется состав общественно значимых организаций

Корректируются подходы к определению круга общественно значимых организаций, которые обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. В их число войдут организации с участием государства – такой перечень подготовит и утвердит правительство. В него, по словам Дмитрия Кийко, включат отдельные унитарные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находятся в собственности РБ и ее административно-территориальных единиц.

К общественно значимым будут относиться организации, ценные бумаги которых допущены к торгам в торговой системе организатора торговли путем включения этих ценных бумаг в котировальный лист. Одновременно из числа общественно значимых организаций планируется исключить ОАО, имеющие дочерние организации.

Устанавливается также обязанность составления индивидуальной бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО для страховых организаций и управляющих организаций инвестиционных фондов. Их деятельность связана с привлечением средств неограниченного круга лиц, в связи с чем Минфин считает необходимым обеспечить доступность достоверной информации о финансовом состоянии этих юридических лиц.

Вышеназванные подходы по определению общественно значимых организаций согласуются с подходами, используемыми в РФ в области бухучета, движение к которым предусмотрено союзной программой по унификации регулирования бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, подчеркнул Дмитрий Кийко.

Вводится ряд требований к общественно значимым организациям, в т.ч. обязанность размещать отчетность, составленную в соответствии с МСФО, на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, что будет удобно для пользователей этой отчетности.

Ограничиваются права руководителя передавать ведение бухучета и отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим такие услуги.

Предоставляется право не составлять консолидированную отчетность в соответствии с законодательством РБ – эта мера направлена на оптимизацию затрат по ведению бухучета.

Предусмотрены переход к ведению бухучета в Нацбанке, банках на основе МСФО и формирование ими одного пакета отчетности.

Как считают в Нацбанке, это позволит повысить качество корпоративного управления, внутреннего контроля и управления рисками в банках, снизить издержки на формирование отчетности и ее аудит.

Совершенствование оформления хозяйственных операций

Предусматривается расширение способов подписания первичных учетных документов (ПУД) – собственноручно или с использованием средств связи, иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей. Это особенно актуально, когда у организации возникает необходимость подписания большого количества ПУД. Соответственно, здесь будет возможно пользоваться и факсимиле, и определенными техническими средствами, которые позволят достоверно определить, что этот документ подписывается должностным лицом, за которым закреплена такая обязанность.

В то же время применение аналогов собственноручной подписи будет ограничено в ПУД с повышенным риском допущения нарушений при их составлении – перечень таких документов определит правительство. В него в первую очередь войдут товарные и товарно-транспортные накладные и первичные учетные документы, связанные с приемом и расходованием денежных средств. Вместе с тем в министерстве полагают, что по мере развития электронного документо­оборота требования к таким исключениям будут сокращаться.

В соответствии с законопроектом организации смогут составлять накопительные ПУД по группе хозяйственных операций, совершенных в определенную дату (вместо документирования каждой операции). Эта мера также направлена на упрощение бухучета.

Пункт 6 ст. 10 Закона излагается в новой редакции, в соответствии с которой устанавливается, что первичный учетный документ может составляться участником хозяйственной операции единолично, т.е. без подписания второй стороной, в случаях, которые определены законодательными актами или Минфином.

Отражение курсовых разниц

Проектом предусмотрено расширение состава активов и обязательств, стоимость которых в иностранной валюте не подлежит пересчету. С этой целью вводятся понятия монетарные активы и монетарные обязательства. Также устанавливается необходимость пересчета организациями выраженной в иностранной валюте стоимости монетарных активов и монетарных обязательств в белорусские рубли по официальному курсу на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.

В настоящее время к таким активам и обязательствам, по которым не учитываются курсовые разницы, относятся авансы, предоплата, задатки, аккредитивы, кредиторская задолженность, погашаемая в форме аккредитива. В случае принятия изменений в Закон к их числу добавится кредиторская задолженность за товары, подлежащая возврату, дебиторская задолженность покупателей, погашаемая неденежными средствами, и другие активы и пассивы.

Уточняются отдельные термины

Так, определение термина активы дополняется словами «и иные объекты, признаваемые активами в соответствии с законодательными актами» с целью охвата цифровых знаков (токенов). Декретом от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» токены отнесены к активам. Такой подход в случае введения каких-то новых активов в перспективе (и закрепления их на уровне законодательных актов) позволит классифицировать их также и для целей бухучета без принятия дополнительных решений.

Из определения термина «организация» исключены слова «их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс», т.к. с принятием законопроекта они освобождаются от обязанности составления отчетности по МСФО.

***

Из других новаций назовем обязанность ведения бухучета и составления отчетности иностранными организациями в отношении деятельности, которая рассматривается как деятельность на территории РБ через постоянное представительство.

Законопроектом также изменяются требования к лицу, назначаемому на должность главного бухгалтера, в части специального образования и наличия стажа работы в области аудита (подробнее в статье «Требования к кандидатам на должность главного бухгалтера планируют изменить», «ЭГ» № 14 за 22.02.2022)


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by