$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Заказчикам «налоговых» услуг нужны знания, а не аттестаты

16.10.2018

В редакцию «ЭГ» обратилось руководство ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» (далее – ОО «МССПиР»), сообщив о том, что в ситуации с налоговыми консультантами, которую наше издание непрерывно «мониторит» (см. например, «ЭГ» № 66 от 04.09.2018 «Страсти по налоговым консультантам улеглись»), произошли определенные подвижки.

Напомним суть возникшей проблемы. Институт налогового консультирования, введенный в конце прошлого года Указом Президента от 19.09.2017 № 338 (далее – Указ № 338), сначала не предвещал ничего плохого ни для бухгалтеров, осуществляющих ведение налогового учета и составление налоговых деклараций (расчетов) в своих организациях в рамках должностных инструкций, ни для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), оказывающих подобные услуги в соответствии с заключенными договорами.

Так, в распоряжении редакции есть ответ МНС на письмо одного такого ИП, обратившегося за разъяснением в это ведомство, датированный концом октября прошлого года, в котором было сказано, что он имеет право и после 31 декабря 2018 г. без получения квалификационного аттестата налогового консультанта (далее – аттестат) оказывать указанные выше услуги.

Но уже в конце февраля текущего года ситуация кардинально изменилась, и тот же ИП получил из МНС письмо, где утверждалось, что, поскольку оказание услуг по ведению налогового учета, в т.ч. по составлению налоговых деклараций (расчетов), не подпадает под действие подп. 1.5 п. 1 Указа № 338, при оказании данных услуг после 1 января 2019 г. ему необходимо обеспечить выполнение всех требований этого документа, в т.ч. наличие аттестата.

Похоже, аналогичные письма получили все субъекты хозяйствования, обращавшиеся в МНС по данному вопросу. Естественно, лишаться работы люди не хотели, но и нести дополнительные затраты на получение не нужного ранее аттестата они не собирались. В результате Совет по развитию предпринимательства (далее – Совет), созданный для защиты интересов бизнеса, был просто засыпан обращениями от центров поддержки предпринимательства и субъектов, оказывающих бухгалтерские услуги, по поводу угрозы лишения их права вести налоговый учет для клиентов и составлять налоговую отчетность без наличия в штате работника, имеющего аттестат.

Позиция Совмина

Совет, недолго думая, обратился прямо в Совмин с просьбой о нераспространении действия Указа № 338 на указанных субъектов. Оперативно был получен ответ, выдержка из которого размещена на сайте Совета: «…Главой государства неоднократно подчеркивалось, что обращение к налоговым посредникам должно носить для бизнеса сугубо добровольный характер и ни в коем случае не может навязываться предпринимателям и организациям (здесь и далее выделено «ЭГ». – Прим. ред.).

Применение Указа также не должно привести к ухудшению положения иных субъектов, оказывающих в рамках своей профессиональной деятельности услуги, связанные с консультированием или составлением бухгалтерской и иной отчетности (адвокатов, юристов-хозяйственников, аудиторов, бухгалтеров и других).

Для этого, в частности, в Указе была закреплена норма, согласно которой его положения не распространяются на деятельность названных лиц, и они вправе оказывать соответствующие услуги бизнесу на прежних основаниях без получения статуса налогового консультанта».

В связи с этим МНС, Минфину и Минэкономики поручено «обеспечить применение законодательства о налоговом консультировании с учетом данных требований Главы государства, не допуская ухудшения положения иных субъектов, занимающихся деятельностью, связанной с консультированием в сфере налогообложения, и навязывания услуг налоговых посредников бизнесу».

Казалось бы, вопрос исчерпан. Мы тоже так подумали...

Позиция МНС

Еще до обращения Совета в Совмин и размещения ответа на его сайте эксперты ОО «МССПиР» вместе с директорами партнерских предприятий подготовили свое коллективное обращение по данному вопросу, направленное в т.ч. в МНС и Минфин. В нем, в частности, выражалось мнение, что институт налогового консультирования, введенный Указом № 338, способен существенно усложнить работу частных предприятий, в т.ч. оказывающих аудиторские и бухгалтерские услуги, а также их клиентов.

В обращении также ставился вопрос, насколько целесообразно принуждать микро-, малые и средние организации к использованию услуг налогового консультанта. Именно как такое принуждение авторы обращения расценили некоторые действия налогового ведомства. По нашему мнению, к ним вполне можно отнести и рассылку указанных выше писем, а также размещение на сайте МНС в разделе «Налоговые консультанты / Ответы на типовые вопросы» разъяснения, согласно которому перечисленные выше услуги ИП, не имеющий аттестата, не вправе оказывать и в 2018 году.

В ответе на обращение МНС, в частности, отметило, что положения Указа № 338 не распространяют свое действие лишь на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) ИП на основании договора. Не требуется наличие аттестата и бухгалтерам, выполняющим свои должностные обязанности на основании трудовых договоров, в т.ч. по ведению налогового учета, заполнению налоговых (деклараций).

Кроме того, в ответе рассказывается о том, что МНС осуществляет работу по корректировке ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» на предмет выделения из класса 692 «Деятельность в области бухгалтерского учета; консультирование по налогообложению» отдельного подкласса «Деятельность по налоговому консультированию». Таким образом, по мнению МНС, ведение бухучета и налоговое консультирование – это различные виды деятельности, которые должны регулироваться по-разному.

И хотя прямого запрета на оказание услуг по ведению налогового учета сторонними организациями и ИП, не имеющими аттестата, в ответе не содержится, такой вывод из него напрямую вытекает.

Справедливости ради отметим, что ответ МНС был направлен в ОО «МССПиР» еще до публикации разъяснения Совмина. Возможно, сейчас он был бы иным. В то же время указанная выше информация о запрете ИП, не имеющим аттестата, ведения налогового учета по договорам продолжает размещаться на сайте МНС. Более того, когда наш «герой»-предприниматель еще раз обратился в МНС по интересующей его и нас проблеме, сославшись на разъяснение Совмина, ему сообщили, что уже направляли ответ по данному вопросу, а значит, ничего в позиции министерства не поменялось.

При этом, правда, ИП обнадежили, что в Указ № 338, возможно, будут внесены изменения. Но конкретных сроков не назвали.

Позиция Минфина

В письме Минфина от 27.09.2018 № 1-1-25/46/КЛ-292 за подписью замминистра финансов Дмитрия Кийко, полученном ОО «МССПиР», изложена позиция главного финансового ведомства Беларуси по вопросу возможности ведения налогового учета без аттестата.

Минфин, в частности, отметил, что законодательством не определено, в обязанности какого именно должностного лица организации входит ведение налогового учета и составление налоговых деклараций (расчетов). На практике указанные обязанности, как правило, вменены главному бухгалтеру (бухгалтеру) в соответствии с его должностной инструкцией, а при его отсутствии в организации они согласно п. 1 ст. 7 Закона от 12.07.2013 «О бухгалтерском учете и отчетности» передаются по договору организации или ИП, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (далее – бухгалтерские организации).

По мнению Минфина, бухгалтерская организация при оказании услуг по ведению бухучета и составлению отчетности вправе осуществлять ведение налогового учета и составление налоговых деклараций (расчетов) без получения аттестата налогового консультанта.

При этом в письме особо отмечено, что разъяснение законодательства о налоговом консультировании в соответствии с Указом № 338 входит в компетенцию МНС, а позиция Минфина по данным вопросам лишь доведена до сведения этого министерства.

* * *

Попытка МНС «замкнуть на себя» регулирование деятельности по налоговому консультированию вполне понятна, но принять ее в форме запрета на деятельность без аттестата мы не можем – пусть сами заказчики подобных услуг решат, кто их будет им оказывать. В то же время согласимся, что именно налоговое ведомство имеет установленные Указом № 338 полномочия по разъяснению соответствующих вопросов, и даже Совмин, и уж тем более Минфин, не могут их отменить.

Что делать в подобной ситуации тем, кто оказывает «налоговые» услуги, но не смог получить аттестат? Ждать внесения обещанных изменений в Указ № 338 (о них говорилось уже не раз) и надеяться, что позиция бизнес-сообщества и Минфина будет в них учтена.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ