Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Взгляд белорусского бизнеса на 2023 год

Фото: freepik.com

Наступивший год будет непростым. У бизнеса нет иллюзий и ожиданий того, что барьеры, возникшие на пути развития компаний в ушедшем году, будут быстро устранены. Тем не менее предприниматели видят открывающиеся возможности. Где их искать, как планировать деятельность, чего ожидать? Представители бизнес-сообщества поделились с «ЭГ» ответами на эти вопросы и пожеланиями на Новым год.

Жанна Тарасевич, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского:

tarasevich.jpg
         Жанна Тарасевич

Желаем бизнесу в новом году, во-первых, выжить. Во-вторых, чтобы стратегии выживания компаний превратились в стратегии роста. Также можно пожелать, чтобы у организаций было меньше административных барь­еров и ограничений, связанных с санкциями.

В завершившемся году компании часто обращались в наш бизнес-союз по вопросам контрольной деятельности, а именно – по теме мониторингов, которые порой превращались в проверки.

Кадровые запросы мы также стали получать регулярно – бизнесу нужны квалифицированные юристы, экономисты, бухгалтеры, которых по разным причинам стало не хватать на рынке труда.

В IV квартале 2022 г., конечно, больше всего обращений мы получили по вопросам ценового регулирования.

Чего стоит ожидать в 2023 г. и какой сценарий развития событий стоит заложить бизнесу при планировании деятельности на новый год?

Предприятиям, ориентированным на внутренний рынок, нужно оценивать платежеспособность покупателей и с учетом динамики их доходов формировать линию поведения в наступившем году.

В свою очередь экспортерам с учетом санкционного давления необходимо будет корректировать векторы своего развития. Вероятно, что в 2023 г., как и в 2022 г., белорусский экспорт будет расти в основном в евразийском, а также африканском направлении и увеличивать поставки на развивающиеся рынки.

Дмитрий Дичковский, учредитель обучающей компании «Ассессмент»:

ditchkovskii.jpg
   Дмитрий Дичковский

Желаю, чтобы новый год был ненамного хуже 2022 г., а также всем здоровья физического, ментального и сохранения бизнеса.

В абсолютном большинстве случаев собственников компаний, с которыми мы регулярно встречаемся в рамках программ бизнес-школы, в завершившемся году беспокоила беспрецедентная неопределенность. В таких условиях крайне тяжело планировать, бюджетировать, прогнозировать и определять направления развития на будущее. Период планирования в бизнесе сократился с года до квартала, а иногда и до месяца. Возникало очень много вопросов с поставками комплектующих, с поведением контрагентов.

Судя по нашим коммуникациям с собственниками и топ-менеджерами компаний, белорусский бизнес пока полностью не адаптировался к новой реальности. На мой взгляд, самый действенный механизм этой адаптации в 2023 г. – сценарное планирование, что позволяет определить планы действий компаний в разных условиях.

В наступившем году многое будет зависеть от способности компаний найти новые точки опоры, повысить устойчивость бизнеса. Мы не знаем, что будет, поэтому важна рефлексия и осознанное принятие решений по повышению эффективности и отказа от всего ненужного в бизнесе. В этих условиях есть время и необходимость посмотреть на себя со стороны и понять, чего нам не хватает, а без чего мы точно сможем обойтись. Придется отбросить эмоциональнyю привязанность, например к успешным в прошлом направлениям деятельности, и принимать непростые решения. В условиях непредсказуемости и турбулентности бизнес смогут сохранить и развить лишь те, кто окажется наиболее подготовленным к таким изменениям.

Олег Ильин, директор инвестиционно-консалтинговой компании ASER:

ilyn.jpg
            Олег Ильин

– В новом году желаю белорусскому бизнесу обрести стабильность. Хочется, чтобы белорусские предприниматели чаще покоряли мировые и региональные бизнес-арены со своими продуктами и услугами. Белорусский бренд во многих странах уже приобрел знак качества, и это лучший залог успеха для выхода на новую географию продаж.

Какие вопросы в 2022 г. волновали больше всего собственников бизнеса? К нам за консалтингом чаще обращались с запросами привлечения финансирования (для реализации импортозамещающих инвестиционных проектов), заказывали и маркетинговые исследования для изу­чения потенциала новых рынков. В прошлом году мы реализовали более 300 консалтинговых проектов, и хочется верить, что реально помогли собственникам и топ-менеджерам решать свои задачи. Множество проектов уже профинансировано, ряд из них находится на стадии структурирования. Форум, проведенный нами в Казахстане, по оценкам, даст около сотни миллионов долларов к товарообороту стран-участниц.

Каковы ожидания на 2023 год? Конечно, в эпоху турбулентности необходимо закладывать пессимистичный сценарий. Не исключено, что к бизнесу могут прилететь новые черные лебеди, поэтому лучше строить финансовую модель с учетом внешних шоков и негативных факторов. Но уверен, что предприниматели в нашей стране по-прежнему будут уверенно идти вперед, покоряя новые вершины на внутреннем и внешних рынках.

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:

shvets.jpg
        Александр Швец

– Желаем нашему бизнесу, и особенно частному, продемонстрировать в 2023 г. живучесть и способность при любых обстоятельствах находить силы, энергию, возможности для развития компании.

Страна проходит очередные испытания, и предпринимательству в такие времена необходимо продемонстрировать чудеса адаптации к любым условиям, видеть новые возможности.

Из позитивного, кстати, отмечу: в 2022 г. мы наконец-то пришли к тому, что бизнес-кооперация между малым и крупным, между частным и государственным бизнесом становится реальностью. Переговоры о кооперации в производственном секторе стали воплощаться в конкретные проекты.

Что еще из проблем следует назвать? В завершившемся году субъекты хозяйствования ставили перед нашим бизнес-союзом вопросы, касающиеся условий хозяйствования. Общий посыл коммерческих организаций примерно такой: они с пониманием относятся к вопросам государственного регулирования, в т.ч. в отношении цен.

При этом субъекты хозяйствования очень просят, чтобы инструменты регулирования были максимально аккуратными и не создавали барьеров для работы добросовестных компаний и предпринимателей. Поэтому предложение многих организаций заключается в том, чтобы решения, касающиеся регулирования хозяйственной деятельности, вырабатывались органами госуправления совместно с деловым сообществом.

Что касается ожиданий, мы надеемся, что внешние факторы, влияющие на деловой климат в нашей стране, в новом году сложатся более благоприятно. Когда это произойдет, всем станет намного легче. В 2022 г. экономические связи в мире претерпели кардинальные изменения с учетом геополитических событий. Только те компании, которые смогут правильно оценить произошедшее и адаптироваться, будут успешными в 2023 г.

Виктор Маргелов, сопредседатель, директор Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:

margelov.jpg
          Виктор Маргелов

– Стрессовые события 2022 г. породили у предпринимателей много негативных эмоций, страхов и переживаний. Поэтому желаем представителям белорусского бизнеса в 2023 г. прежде всего душевного равновесия.

Наш бизнес-союз занимается системными вопросами, которые волнуют многих субъектов хозяйствования. Отстаивая их интересы по вопросам ценообразования, арендных отношений и по другим чувствительным темам, мы в течение прошедшего года регулярно обращались за разъяснениями в органы госуправления.

В 2022 г. к нам также поступало много запросов с просьбой помочь найти партнеров на новых рынках сбыта, выстроить новые логистические схемы. Мы видели, что предприятия кооперировались, помогали друг другу и, например, осуществляли доставку товаров на единый склад для решения логистических проблем.

Дай бог, чтобы в 2023 г. нынешняя ситуация более-менее стабилизировалась и условия хозяйствования не ухудшались. Хотя, на наш взгляд, предпринимателям на 2023 год следует учитывать разные сценарии и быть готовыми к любым сюрпризам, просчитывая различные риски.

Новые возможности для бизнеса сейчас также появляются, они открываются и на внутреннем, и на внешних рынках. В частности, промышленные предприятия осваивают выпуск новой продукции, находят незанятые ниши даже в сельском хозяйстве. Мы видим примеры того, что даже в сложном 2022 г. члены нашего бизнес-союза достигали хороших финансовых результатов. Предприниматели, приложившие много усилий, встретили новый год с достойной прибылью.

На наш взгляд, компании, которые смогут адаптироваться к новой реальности, продержатся и сохранят бизнес в 2023 г., станут сильнее и, скорее всего, останутся на рынке на много лет.

Александр Калинин, председатель Белорусского союза предпринимателей:

Калинин новая.jpg
     Александр Калинин

Желаем компаниям в наступившем году выйти на новые рынки сбыта, восстановить выручку до докризисного уровня и найти возможности адаптироваться к новой реальности. В будущее нужно смотреть с оптимизмом и в любом коллапсе находить новые возможности.

Для всех белорусских компаний, работавших с Евросоюзом, Японией, Южной Кореей и другими странами западного блока, 2022 год оказался сложным. Многие производственные предприятия Беларуси, являющиеся членами нашего союза, столк­нулись с последствиями санкций, хотя они де-юре не были направлены против малого и среднего бизнеса нашей страны. Мы видим, что из ЕС на наши предприятия прекращается поступление комплектующих, компании, занимающиеся деревообработкой, утратили возможность поставлять товары в западном направлении. Многие белорусские предприятия уже адаптировались к новой реальности, но пока не все и не в полной мере.

Наш бизнес-союз сейчас выстраи­вает отношения с партнерскими организациями, объединениями предпринимателей из других стран для того, чтобы белорусским субъектам хозяйствования становилось проще выходить на новые рынки. В частности, сейчас целенаправленно занимаемся каналами сбыта в мусульманском мире и находим там парт­неров.

В целом мы ожидаем, что в 2023 г. белорусские компании продолжат увеличивать экспорт на новые зарубежные рынки. На мой взгляд, проблемы в отношениях с западными странами у нас надолго и поэтому белорусским экспортерам нужно поворачиваться на Восток.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений