Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Юридическим лицам
16.04.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВОЗВРАТ НДС ИЗ БЮДЖЕТА: НЕТ ПРОБЛЕМ? "Усложнять жизнь экспортерам мы не будем"Евгений ГЕРШТЕЙН,начальник управления методологии налогообложения юридических лиц МНС

-- Как вы оцениваете схемы возврата НДС из бюджета, которые "работают" в Беларуси? -- Проблема возврата НДС из бюджета актуальна для любого государства, применяющего этот налог. Хотел бы подчеркнуть, что государство вправе регламентировать такой воз...

-- Как вы оцениваете схемы возврата НДС из бюджета, которые "работают" в Беларуси?

-- Проблема возврата НДС из бюджета актуальна для любого государства, применяющего этот налог. Хотел бы подчеркнуть, что государство вправе регламентировать такой возврат с установлением определенных ограничений, иначе в казне может образоваться "дыра". В Беларуси используется схема возврата (зачета) НДС, заключающаяся в двух подходах: полный возврат (зачет) налога и ограниченный. Первый применяется в отношении экспорта в те страны, с которыми мы торгуем на основе принципа страны назначения. Здесь нет никаких ограничений. Кроме того, возврат (зачет) в полном объеме осуществляется также и в том случае, когда сырье для выпуска готовой продукции приобретено со ставкой НДС 20%, а сама эта продукция реализуется с льготной ставкой 10%. И наконец, третий случай полного возврата (зачета) НДС -- ликвидация предприятия с остатками "зависшего" входного налога. В остальных случаях используется система ограниченного возврата (зачета) НДС в пределах общих сумм налога.

В Беларуси "работают" такие схемы, но сама по себе регламентация возврата НДС -- это, конечно, не наше ноу-хау. Тем не менее в каких-то моментах подходы к возврату (возмещению) НДС в нашей стране неординарны. Каждое государство выбирает наиболее приемлемый для себя механизм возврата. Скажем, очень своеобразная система применяется в Молдове, где создана достаточно сложная и многоступенчатая схема возврата налога. Основной критерий -- уровень доверия к налогоплательщикам, которые разбиты на три группы: с высоким уровнем доверия, средним и низким. От того, в какую группу налогоплательщиков вы попали, зависит период для возврата НДС. Кроме того, в Молдове применяется ступенчатая система возмещения НДС на территориальном и республиканском уровнях.

-- В России считают возможным ужесточить требования к документальному оформлению экспортных сделок, чтобы не допустить возврата НДС при так называемом лжеэкспорте. Каково ваше отношение к этому вопросу?

-- Россия стремится ужесточить требования для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС. Безусловно, мы также заинтересованы в том, чтобы не допустить необоснованного применения нулевой ставки, но при этом не являемся сторонниками норм, которые трудно реализовать. Среди членов ЕврАзЭС, куда входит и Беларусь, обсуждается вопрос о необходимости в целях борьбы с лжеэкспортом ввести также требование подтверждать факт ввоза товаров, то есть импорта. У нас по этому поводу есть особое мнение. Мы считаем введение такой нормы практически неосуществимым. Факт ввоза товаров, например, в Аргентину нам никто не подтвердит. Полагаю, что мы не должны без необходимости усложнять жизнь экспортерам, требуя каких-то дополнительных документов. Систему возврата НДС в Беларуси при экспорте считаю достаточно реальной, и ею надо руководствоваться.

-- Как вы намерены в дальнейшем решать проблемы, связанные с возвратом НДС из бюджета?

-- Мы будем акцентировать внимание на наиболее крупных экспортерах, проверять обоснованность предъявления к возврату крупных сумм, превышающих 3000 базовых величин. У нас есть на это время. Считаю, что в Беларуси создан достаточно прозрачный механизм подтверждения экспорта и нам не надо изобретать каких-то жестких схем. Мы вывели из сферы действия нулевой ставки все комиссионные и иные посреднические услуги, услуги по переработке давальческого сырья и облагаем их по ставке 20%. То есть здесь нет никаких возможностей за счет посредничества применить нулевую ставку, по такой ставке облагается в большей степени экспорт производителей. Наименьшая проблема с подтверждением экспорта -- это, конечно, трубопроводы. С экспортом товаров дело обстоит сложнее. Тем не менее мы должны доверять таможне.

-- В Беларуси не используют счета-фактуры. Многие считают это недостатком внедрения зачетного метода в нашей стране. И прежде всего с позиций зачета НДС...

-- Я полагаю, что здесь нет проблемы. Счета-фактуры -- не панацея для администрирования возврата (зачета) НДС. В этом механизме важна прежде всего дата принятия к зачету и метод начисления налога. То есть важен сам принцип принятия к зачету. Мы отслеживаем показатель возврата (зачета) НДС по отношению к общим поступлениям этого налога. В Беларуси этот показатель равен 37%, а 63% мы получили в казну нетто-налога -- чистых поступлений НДС. Это достаточно хороший показатель. Если еще раз привести в качестве примера Молдову, то там возвращается около 60% налога. Словом, мы не намерены выдумывать какие-либо дополнительные сложности для экспортеров. Система возврата, конечно, может корректироваться и у нас, например стать многоступенчатой, но ужесточать требования для подтверждения экспорта в ближайшее время мы не будем.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by