Вознаграждения на потребительском рынке: — описать, но ограничить
Правительство предлагает ограничить бонусы и вознаграждения поставщиков торговым сетям. МАРТ видит в этом риски для развития теневой экономики.
Сейчас проходит общественное обсуждение проекта Указа «О мерах по совершенствованию государственного регулирования потребительского рынка».
Документ предполагает, что соглашением сторон договора о поставках продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговли в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров, за оказание услуг по продвижению и логистике. Иные вознаграждения планируется запретить.
Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров.
При этом совокупный размер такого бонуса не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров без учета НДС.
В отношении вознаграждений предложен ряд ограничений. В частности, они не будут допускаться при торговле продовольственными товарами, изготовленными с использованием объекта интеллектуальной собственности по заказу субъекта торговли, являющегося обладателем исключительного права на него; при распродажах; для социально значимых товаров и алкогольных напитков.
Проектом документа запланировано введение административной ответственности за превышение разрешенного размера бонуса, а также за иные предложенные в связи с этим ограничения – до 100% от суммы предоставленного вознаграждения. Составлять административные протоколы получат право органы КГК, МАРТ, представители местных исполкомов, а рассматривать дела – экономические суды.
Отметим, что действующая редакция Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» содержит требование о недопущении вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в т.ч. разгрузки транспорта, приемки продовольственных товаров по количеству и качеству, перемещения к месту хранения, подготовки их к продаже, фасовки, выкладки, и обслуживания покупателей. Новая редакция данного Закона, которая вступит в силу с 8 июля текущего года, подобные выплаты запрещает и устанавливает возможность запрета иных видов вознаграждений.
Однако ни в действующей, ни в новой версии документа о вознаграждениях за количество товара и логистические услуги ничего не говорится, т.е. фактически ограничений нет. Но обе редакции содержат запрет на включение в договоры о поставке продовольственных товаров обязательств по оказанию поставщику услуг по рекламированию товаров, маркетингу и других подобных услуг, направленных на их продвижение.
Разработчик проекта указа не называется, отмечается лишь, что НПА подготовлен по распоряжению правительства.
Вопрос об урегулировании применения поставщиками и субъектами торговли бонусов и вознаграждений озвучивается уже не один год. В обосновании к проекту подчеркивается, что такой вид выплат не влияет на изменение первоначальной цены товара, определенной договором поставки, однако в итоге снижает выручку поставщика, т.е., по сути, является экономической скидкой, которая уменьшает выручку поставщика. В качестве доказательства приведены расчеты от концерна «Белгоспищепром» по сахарной отрасли, а цены на сахар в 2019 г. регулировались административно.
«Таким образом, механизм выплаты вознаграждений создает механизм ухода от ограничений, установленных государственным органом, осуществляющим регулирование цен, и не способствует сохранению доходности отечественных производителей и улучшению их финансового состояния», – констатируют авторы.
Исходя из этого не будет преувеличением сказать, что инициатива пролоббирована государственной пищевой промышленностью.
Вместе с тем отмечается, что современные форматы торговых сетей предоставляют производителям возможность резкого увеличения продаж, а «общеизвестные в мировой бизнес-среде практики взаимоотношений поставщиков и торговых сетей, предусматривающие выплату бонусов и других маркетинговых платежей, являются способом раздела дополнительного выигрыша, полученного партнерами». Поэтому о полном запрете вознаграждений речи не идет.
Перечислены и риски, которые, с точки зрения МАРТ, несут в себе нововведения: повышение розничных цен на другие товары, рост теневых расчетов и появление новых «серых» схем для компенсации ограничений. Отмечается, что новшества положительно скажутся на результатах финансово-хозяйственной деятельности отечественных производителей, но при этом повлекут снижение доходов субъектов торговли.
То есть позиция госорганов в отношении инициативы неоднозначна.
Проект указа содержит еще одно важное предложение, которое может существенно повлиять на практику контролирующих органов и систему взаимоотношений с ними бизнеса. Уточнятся, что субъекты хозяйствования обяжут предоставлять государственным органам по их запросу и в установленные ими сроки полную и достоверную информацию (в т.ч. документы и объяснения в устной и письменной форме), составляющую коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Общественное обсуждение проекта документа НПА продлится на «Правовом форуме Беларуси» (forumpravo.by) до 7 июля.