Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Возможности и барьеры в торговле с Россией

Фото: freepik.com

Россия стала главным рынком сбыта для большинства экспортных белорусских товаров. И роль данного направления постоянно повышается. Однако субъектам хозяйствования необходимо учитывать как возможности развития белорусско-российской торговли, так и барьеры на этом пути.

Многомиллиардный рост

Ранее доля России в экспортных потоках белорусских товаров составляла около 40% (в 2021 г. – 41,1%). В прошлом году ситуация существенно изменилась.

Как известно, за 2022 год совокупный экспорт белорусских товаров сложился на уровне 37,6 млрд USD. Согласно российской статистике, экспорт белорусских товаров в РФ за год превысил 22 млрд USD и увеличился в долларовом выражении на 41,3%.

Как видим, на долю России приходится уже не около 40%, как ранее, а более 55% экспортных поставок белорусских товаров.

При этом импорт российских товаров в Беларусь в прошлом году, по данным Федеральной таможенной службы России, снизился на 6,4%, до 21,3 млрд USD, по сравнению с 2021 г. Российская сторона объясняет это тем, что в связи с вводом атомной электростанции потребности Беларуси в импорте российских энергоносителей существенно уменьшились.

А вот потенциал роста белорусского экспорта в Россию, судя по динамике последних двух лет, существует. За 2021–2022 гг., согласно российской статистике, поставки белорусских товаров в РФ приросли почти на 10 (!) млрд USD, увеличившись с 12,6 до 22,1 млрд USD.

Комментируя на заседании совместного Белорусско-российского делового совета результаты взаимной торговли, торговый представитель России в Беларуси Юрий Золотарев объяснил названную динамику влиянием санкций.

Беларусь предпринимает усилия для наращивания поставок в Россию в связи с утратой экспортных рынков коллективного Запада, констатировал торгпред. По его словам, Россия заинтересована в импорте белорусских товаров, в частности, продукции машиностроения.

«Впервые мы видим за последнее десятилетие, что сальдо в торговле с Россией для Беларуси сложилось (в 2022 г.) положительным», – отметил Ю. Золотарев.

По данным торгового представительства, в структуре белорусского экспорта в России доля белорусских транспортных средств занимает около 14%, молока и молочной продукции – 13%, машин и оборудования – 9%, электрического оборудования – 7%, черных металлов и изделий из них – 6%, пластмасс и изделий из них – 6%.

Судя по всему, белорусская сторона намерена наращивать поставки в РФ и других позиций. В марте, например, глава государства потребовал от производителей микроэлектроники активнее осваивать российский рынок, что в очередной раз свидетельствует о планах по увеличению экспорта белорусских товаров в Россию.

Кстати, советник посольства Беларуси в России Владимир Герус, выступая на заседании совместного Белорусско-российского делового совета, отметил, что для решения этой задачи белорусское загранучреждение сейчас развивает взаимодействие с российскими регионами.

В целом, как видим, торговые отношения между Беларусью и Россией переживают тучные времена – взаимный товарооборот растет, белорусский экспорт увеличивается. На политическом уровне подчеркивается стремление развивать торгово-экономические отношения между двумя странами.

Технические препятствия

Однако наряду с этим существуют и нерешенные проблемы, с которыми сталкиваются белорусские предприятия, пытающиеся продавать свои товары и услуги в России. И связаны они с тем, что условия участия в российских закупках для компаний из Беларуси остаются сложными.

Первая проблема заключается в том, что между Беларусью и Россией, несмотря на союзные отношения, отсутствует взаимное признание цифровых подписей. Отнюдь не все коммерческие электронные площадки России, организующие тендеры, принимают белорусские ЭЦП. Соответственно, лишь для того, чтобы поучаствовать в тендере, белорусским предприятиям предлагается открывать филиалы в России, создавать которые не все готовы.

Другая проблема – электронное актирование. Условия российских тендеров в ряде случаев предполагают, что с победителем заказчик рассчитывается только после подписания акта о поставке товаров, выполнении работ или услуг в электронной форме. Однако, опять же по техническим причинам, белорусские компании не могут загружать такие акты в российскую информационную систему, и уже есть случаи, когда российские заказчики не смогли рассчитаться с белорусскими компаниями.

Наконец, третье препятствие, с которым сталкивается наш бизнес на российском рынке тендеров, – дополнительные требования. Белорусский МТБанк, который выдает гарантии белорусским компаниям для участия в российских закупках, узнает о них от своих вкладчиков.

«От ряда клиентов мы услышали о требовании российских заказчиков о необходимости открытия белорусскими компаниями, которые участвуют в закупках, счетов в российских банках… У белорусских предприятий среднего бизнеса это вызывает определенные сложности», – отметил начальник управления международного бизнеса МТБанка Василий Углов, выступая на заседании делового совета.


До тех пор, пока перечисленные технические барьеры и схожие проблемы сохраняются, белорусским компаниям для продажи своих товаров и услуг в России в ряде случаев приходится пользоваться услугами посредников.

Показательный пример – формат участия белорусского бизнеса на тендерных площадках в России. Генеральный директор российской компании «Росэлторг» Андрей Кашутин сообщил, что на их торговой площадке «очень многие белорусские предприятия представлены через российских представителей».

Другой пример, когда технические барьеры порождают возникновение посредников, – транзитные перевозки. В 2022 г. около восьми месяцев решался вопрос беспрепятственного транзита белорусских лесоматериалов в страны СНГ через территорию России. Вопрос уперся в оформление электронных сопроводительных документов в российских информационных системах.

Белорусские перевозчики не могут там зарегистрироваться и вынуждены искать российских посредников, чтобы те регистрировали их в этих системах, рассказал В. Герус.

Эксперты уверены, что вышеперечисленные технические барьеры необходимо устранять в самое ближайшее время.

Когда это произойдет, возможно, малый и средний бизнес Беларуси также начнут активно участвовать в российских закупках.

Председатель российской части совместного Белорусско-российского делового совета Александр Ястриб обратил внимание на то, что емкость рынка закупок России сейчас оценивается в 20–25 трлн росс. руб., из которых 5 трлн – доля российских малых и средних предприятий.

«Очевидно, что здесь большой потенциал для белорусских МСП и российских заказчиков, которые могли бы воспользоваться хорошими ценами», – предположил А. Ястриб.

Как видим, определенные барьеры на пути белорусских компаний препятствуют развитию торговли с Россией. Возможно, спустя какое-то время они будут устранены.

Год назад, например, в России не признавались гарантии наших банков. Поэтому белорусским предприятиям для участия в российских закупках нужно было открывать спецсчета в российских банках и отвлекать значительные суммы, чтобы обеспечить исполнение контрактов. Теперь некоторые белорусские банки получили возможность выдавать гарантии, признаваемые в закупках на территории России. К настоящему времени банки Беларуси уже выдали таких гарантий почти на 400 млн росс. руб.

***

Как видим, технические барьеры в белорусско-российской торговле постепенно устраняются. Правда, происходит это не всегда безболезненно и быстро.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений