Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2313
EUR:
3.4741
RUB:
3.5132
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
05.10.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Беседовать со следователем нужно втроем:—вас вызывают в правоохранительные органы

По уголовным делам о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности работник дознания или следователь может вызвать для беседы сотрудника организации, гласно либо негласно попавшей под проверку. Такой вызов, на первый взгляд, не грозит никакими негативными последствиями. Однако нередко после «беседы» гражданин приобретает статус подозреваемого.

Как избежать подобных неприятностей или хотя бы минимизировать их?

До принятия решения о возбуждении уголовного дела, а так же по уже возбужденному уголовному делу органами дознания и следствия проводится работа по сбору информации. Чаще всего приглашают «побеседовать не под протокол».

Поскольку в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Беларусь отсутствует такое процессуальное действие как «беседа», то полученные в ходе ее пояснения не являются допустимым доказательством. Однако не стоит уповать на то, что эти сведения затем не обернутся против вас, ведь согласно закону органы дознания имеют право не раскрывать источник информации собранных материалов.

К сожалению, зачастую после опроса гражданина его процессуальный статус, как уже отмечалось выше, быстро меняется со свидетеля на подозреваемого. Такой «ход» связан с тем, что свидетель несет ответственность за дачу ложных показаний, а подозреваемый – нет. Кроме того, свидетель не имеет права отказаться от дачи показаний, а подозреваемый – имеет. Правоохранители обязательно уведомят вас о том, что за отказ свидетеля от дачи показаний закон предусматривает уголовную ответственность (ст. 402 Уголовного кодекса).

Поэтому к вызову в правоохранительные органы для «беседы не под протокол», либо опроса в качестве свидетеля относиться нужно обдуманно и ответственно.

Первое, что должен сделать работник – сообщить руководителю организации об этом вызове и предложить обеспечить его адвокатом. Руководителю следует внимательно отнестись к такой информации и найти возможность заключить с адвокатом договор.

Чаще всего человека вызывают на допрос по городскому или мобильному телефону. Это допускается законом, поэтому отвечать: «Шлите повестку» и бросать трубку не стоит. В случае неявки на допрос без уважительных причин вас могут подвергнуть приводу. Также допускается получение объяснений по месту нахождения опрашиваемого – например, по месту работы или жительства. Причем предварительно сообщать о своем приходе правоохранители не обязаны. Но в такой ситуации человек имеет право заявить, что он нуждается в юридической помощи и ему необходимо время для заключения договора с адвокатом.

Второе. Начинать беседу с работником дознания или следователем следует с вопросов: «В связи с чем и в качестве кого меня вызвали? Для дачи объяснений? В качестве свидетеля для опроса? Хорошо, давайте вести протокол. Просто побеседовать? Извините, не настроен на беседу». Если Вы идете с адвокатом, то эти вопросы берет на себя именно он, если идете самостоятельно – придется проявить твердость.

Услышав по телефону, что свидетель придет с адвокатом, работники правоохранительных органов могут сказать: защитники нужны только преступникам, да и вообще свидетелю адвокат не положен.

Но именно адвокат поможет вам правильно сформулировать свою позицию, реализовать право на заявление ходатайств, обжалование действий лица, производящего дознание, и следователя, пресечь наводящие вопросы, проконтролировать, чтобы на вас не оказывалось психологическое либо физическое воздействие. Он проследит за тем, чтобы время проведения допроса не превышало установленных рамок, и разъяснит, что у каждого (в т.ч. и у свидетеля) есть право отказаться от дачи объяснений и показаний против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Это право гарантируется ст. 27 Конституции Республики Беларусь, а также ст.ст.10 и 60 Уголовно-процессуального кодекса (УПК).

В присутствии адвоката при опросе есть и чисто психологический аспект: берет объяснения один человек, однако, как правило, в кабинете присутствуют и иные сотрудники, которые «невзначай» задают вопросы, дают советы, приносят и кладут на стол какие-то документы, которые якобы ставят под сомнение все, что вы говорите, и т.д. В такой ситуации нахождение рядом человека, который знает требования процессуального закона и не допустит нарушения ваших прав, поддержит и успокоит, крайне важно.

Первоначальный протокол опроса (допроса) – чрезвычайно важный документ. Это первая информация, которую сообщает человек по делу. Если в будущем он будет признан подозреваемым, а затем и обвиняемым, то последующие показания всегда будут сравниваться с показаниями, данными им в первый раз. И как бы вы потом не пытались доказать, что «я так не говорил» или «следователь не так понял и записал» – суд чаще всего признает правдивыми именно первые показания.

Еще один момент, где помощь адвоката может оказаться полезной, это правильность отражения в протоколе именно того, что говорит человек. С точки зрения последующего использования протокола в качестве доказательства то, что записано в нем, гораздо важнее чем то, что вы говорили. Поэтому увидеть разницу и настоять на точном отражении своих показаний в протоколе самостоятельно бывает непросто.

После дачи показаний человеку предложат ознакомиться с протоколом и самолично написать: «Мною прочитано, с моих слов записано верно». Как бы вам не хотелось побыстрее все закончить и уйти, следует внимательно перечитать показания. Даже конструкция построения слов в предложении, изложенном следователем с ваших слов, может изменить смысл сказанного. Если вы не уверены в информации, которую давали (неточно помните время, место событий, участников встречи и т.п.), надо настоять, чтобы работник органа дознания или следователь отразил это в протоколе. Так и должно быть записано: «насколько я помню; я не уверен, но мне кажется; возможно… и т.д). Такие фразы могут весьма помочь в дальнейшем, если выяснится, что вы действительно что-то забыли или напутали.

Кроме того, после ознакомления с текстом объяснения или протокола допроса вы можете также собственноручно указать в этом документе любые иные сведения, которые посчитаете нужными. И в данном случае именно адвокат является гарантом того, что оперативный работник или следователь не убедит вас в том, что «это неважно и писать необязательно».

А теперь давайте разберемся, может ли свидетель давать показания при адвокате. Действительно, в УПК не закреплено право свидетеля приглашать для защиты собственных интересов адвоката, отсутствует регламентация статуса представителя свидетеля. Заметим, что в законодательстве большинства стран, в т.ч. России и Украины, такая норма присутствует.

Однако согласно ст. 62 Конституции гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в т.ч. право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

То есть любой гражданин, в т.ч. вызванный в органы дознания или следствия, имеет право воспользоваться помощью адвоката (в случаях, предусмотренных законом, она оказывается за счет госсредств).  

Отметим, что в последнее время отказы адвокатам присутствовать при опросе свидетелей со стороны органов дознания и следствия случаются крайне редко.

Адвокат, представляющий интересы лица при даче объяснений или допросе в качестве свидетеля, как уже отмечалось выше, в настоящий момент не имеет статуса защитника, а значит, и прав, предусмотренных для защитника уголовно-процессуальным законом, в т.ч. права задавать представляемому лицу вопросы. Адвокат является представителем свидетеля и лишь присутствует при даче объяснений, но его участие указывается в протоколе. Следовательно, перед подписанием протокола он имеет право ознакомиться с ним, делать замечания, подлежащие внесению в этот документ, отразить любые нарушения прав представляемого.

Ну, и еще один аргумент: если сразу после получения объяснений или допроса человеку предъявят постановление о признании его подозреваемым и он будет задержан по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, то адвокат приобретает статус защитника. Тогда он сможет реализовать весь комплекс прав, предоставленных ему законом, в т.ч. право беспрепятственно общаться со своим подзащитным наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед. Он может знакомиться с постановлением о возбуждении уголовного дела, о задержании, с протоколом задержания и другими документами, обжаловать задержание, участвовать во всех следственных действиях, проводимых с участием его подзащитного и т.д.

Хочется верить, что изложенная информация на практике вам не пригодится, но, как говорится, предупрежден – значит вооружен.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by