Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
01.12.2009 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Варшавский путь

Уровень экономического сотрудничества Беларуси и Польши оставляет желать лучшего. Объем товарооборота двух стран в 2009 г. не превысит 2 млрд. USD. Между тем наша западная соседка занимает не последнее место в экономике ...

Уровень экономического сотрудничества Беларуси и Польши оставляет желать лучшего. Объем товарооборота двух стран в 2009 г. не превысит 2 млрд. USD. Между тем наша западная соседка занимает не последнее место в экономике ЕС. Современные европейские технологии производства и управления бизнесом преобразили ее облик.

Программа Восточного партнерства позволяет заимствовать польский опыт, привлечь инвестиции из этой страны и расширить взаимную торговлю, говорилось на семинаре, организованном Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей.

Белорусско-польский товарооборот за январь- август 2009 г. составил 1267,6 млн. USD, сообщил на семинаре руководитель отдела содействия торговле и инвестициям посольства Польши в нашей стране Веслав Покладек. Это на 37,6% меньше, чем год назад. При этом польский экспорт уменьшился на 28%, в то время как наш — почти в 2 раза. Если в 2008 г. Польша занимала пятое место по объему внешнего товарооборота Беларуси, то теперь — только шестое, а мы в польском — только в третьем десятке.

Основная статья белорусского экспорта в Польшу — газ и нефтепродукты (69,9%), минеральные удобрения и белковые вещества (9,9%). Падение цен на эти товары и обвалило общий товарооборот. Спасти положение продажей леса или изделий деревообработки (4,2% в общем объеме) или промышленной продукции, которой затоварены наши склады, увы, нельзя. Польский рынок делают недоступным таможенные барьеры ЕС.

С другой стороны, и Беларусь всеми силами защищается от импорта. Впрочем, в польских поставках высока доля необходимого нам промышленного технологического оборудования, от которого отказаться не удастся.

Участники семинара призывали к созданию максимально благоприятного климата для продвижения товаров на рынки друг друга. Это во многом зависит от взаимодействия бизнес-сообществ двух стран, уровня инвестиционного сотрудничества. Его нынешнее состояние тоже не блестящее. Польша, как сообщил В.Покладек, занимает 15-е место по инвестициям в нашу экономику среди стран, не входящих в СНГ. По его словам, в настоящее время на белорусском рынке работают 534 фирмы с польским капиталом. Из них 228 (43%) — в Брестской области, 86 (16%) — на Гродненщине, 15 — на Могилевщине. Среди инвесторов такие известные польские фирмы, как Black red white, Voks chemmia, Inkoga, Korena, Gewerk.

Но большинство компаний воспринимают белорусский бизнес-климат как довольно рискованный. Поэтому среди инвесторов преобладают физические лица.

Конечно, в последнее время интерес к нам повысился. Сказались либерализация законодательства в Беларуси, включение в программу Восточного партнерства. Причем первый фактор не является определяющим. Несмотря на ряд улучшений, остается немало норм, отпугивающих иностранцев. Среди них вопросы земельных отношений, особенно получения права собственности на землю. Польские инвесторы отмечают также дискриминацию частных компаний, в т.ч. с иностранным капиталом, по сравнению с госпредприятиями.

Большие надежды сегодня возлагаются на программу «Восточное партнерство», тем более, что она предусматривает финансирование совместных проектов. «Этим ресурсом надо воспользоваться», — убежден председатель МССПиР Владимир Карягин. По его словам, программа стимулирует развитие контактов бизнеса двух стран. В свою очередь, В.Покладек сообщил, что по мере развития этого процесса Евросоюз увеличит финансирование.

В такой ситуации возрастает роль бизнес-ассоциаций, которые могли бы взять на себя организующую миссию. МССПиР, как отметил В.Карягин, готов оказать помощь своим членам, которые захотят участвовать в программе ЕС. Сам столичный союз практике оказания таких услуг намерен учиться у польских коллег.

Об опыте лоббирования интересов бизнеса рассказал на семинаре директор Польской хозяйственной палаты Михал Конвицки. По его словам, возглавляемая им структура, отраслевые палаты, другие бизнес-ассоциации реально воздействуют на экономическую жизнь страны. Они аккумулируют интересы польского делового сообщества, представляют их на рассмотрение органов власти и добиваются воплощения в жизнь.

В то же время, как отметил М.Конвицки, тенденции последних лет свидетельствуют о возрастающем влиянии Евросоюза на экономическую политику Польши: центр ее формирования из Варшавы постепенно перемещается в Брюссель. Поэтому местные бизнес-ассоциации также стремятся к взаимодействию на общеевропейском уровне.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений