$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

В лифтовом хозяйстве ждут перемен

13.08.2018
В лифтовом хозяйстве ждут перемен
Фото: ЗАО «Гомельлифт»

В Беларуси Ассоциация лифтовых организаций (далее – Ассоциация) продолжает борьбу за наведение порядка на рынке услуг вертикального транспорта. Ее члены на состоявшемся в Минске заседании приняли решение об активизации диалога по данному вопросу с органами госуправления.

Об аренде и конкурсах

Как уже отмечалось «ЭГ» («Лифт с правом на остановку» в № 44 от за 15 июня 2018 года), в последние годы на этом рынке появились новые игроки, но с их приходом качество обслуживания в стране лифтового хозяйства ухудшилось. По инициативе Ассоциации данная тема зазвучала в стенах Минжилкомхоза, при котором сформирована рабочая группа с участием чиновников и представителей бизнеса.

Пока, правда, как сообщил генеральный директор ОАО «Лифтсервис» Сергей Новиков, результаты работы этой группы не впечатляют. На ее заседаниях обсуждалась, в частности, проблема договорных отношений предприятий ЖКХ и лифтообслуживающих организаций. У нее ряд составляющих, одна из которых касается договоров аренды помещений под мастерские и диспетчерские группы. Бизнес считает стоимость аренды высокой, что негативно сказывается на экономике компаний. Компенсировать эти потери сложно, так как их коммерческие возможности в коммунальном секторе, связанном с техническим обслуживанием лифтов и средств диспетчерской связи, весьма ограничены.

Разумеется, свои экономические интересы и у арендодателей. Кроме того, они сдают в аренду недвижимость в соответствии с законодательством, установленном для коммунальной собственности. Местные власти проинформировали бизнес, что для снижения арендной платы необходимо вносить поправки в Указ Президента от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

Совершенствование качества обслуживания лифтового хозяйства члены Ассоциации связывают с решением проблемы демпинга со стороны новых игроков рынка, которые становятся поставщиками услуг благодаря несовершенству действующего законодательства. На основании постановления Совмина от 27.02.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» услуга по техническому обслуживанию лифта включена в перечень жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе. Постановление Совмина от 30.03.2005 № 342 «Об утверждении Положения об уполномоченном лице по управлению общим имуществом» предписывает проводить конкурсы по выбору подрядной организации на предоставление жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе.

Правда, с порядком их проведения нет ясности. БСПН им. Кунявского, куда входит Ассоциация, обратился за официальным разъяснением по вопросу «каким актом законодательства установлен этот порядок» в Минжилкомхоз, однако, полученный ответ так и не прояснил ситуацию. В непрозрачной среде, по мнению бизнеса, отдельные коммунальные организации игнорируют требования законодательства. Договоры на техническое обслуживание лифтов с жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников заключаются вообще без проведения конкурсов. Кроме того, информация о них отсутствует в открытом доступе.

ЗАО «Гомельлифт», которое возглавляет глава Ассоциации Валерий Корниенко, информировал об этом МАРТ.  Министерство в своем ответе порекомендовало искать правду «для решения вопроса по проведению конкурса по выбору подрядной организации на предоставление жилищно-коммунальных услуг» в местных органах власти, которым подконтрольны коммунальные организации.

Модернизация с нарушениями

Хозяйственная деятельность лифтообслуживающих организаций осложняется процессом замены лифтов, осуществляемым в отрасли в рамках реализации подпрограммы «Безопасный лифт», которая является составной частью Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совмина от 21.04.2016 № 326. В Ассоциации считают, что данная замена идет без должной технико-экономической экспертизы, следствием чего являются необоснованные временные и материальные затраты, включая значительный перерасход бюджетных средств.

Процесс модернизации отработавшего нормативный срок лифтового оборудования в жилищном фонде был проанализирован недавно и Госпромнадзором. Им сделан вывод о том, что задания, установленные подпрограммой «Безопасный лифт» по замене в период 2016 - 2020 гг. 11 298 лифтов, не выполняются. В отчете данного госоргана говорится, что за период действия подпрограммы заменено всего 1 142 лифта, что составляет 10 % от общего количества лифтов, подлежащих замене.

Кроме того, Госпромнадзором были проведены технические освидетельствования новых лифтов после их монтажа и наладки перед вводом в эксплуатацию. По их результатам выявлены нарушения требований промышленной безопасности, в числе которых несоответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (далее – ТНПА) размеров зон обслуживания лифтового оборудования и подходов к ним, размещение в шахтах и машинных помещениях лифтов не относящихся к ним коммуникаций.

О данных нарушениях проинформирован Минжилкомхоз. Он же был уведомлен Госпромнадзором о необходимости неукоснительного соблюдения подчиненными ему организациями требований ТНПА при модернизации лифтового хозяйства.

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ