Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В глухой обороне

Сегодня 7 предприятий кондитерской отрасли, входящих в состав концерна "Белгоспищепром", - "Коммунарка", "Спартак", "Красный пищевик", "Красный Мозырянин", "Слодыч", "Ивкон", "Конфа"- производят не только традиционные карамель, шоколад и шоколадные изделия, мягкие конфеты, зефир, мармелад, ирис, печенье, вафли, торты, но и весь ассортимент сладкой продукции, аналоги которой импортируются в страну. На очереди даже производство карамелек типа "чупа-чупс". Они стремятся делать все, а нужно лишь то, что можно продать...
Сегодня 7 предприятий кондитерской отрасли, входящих в состав концерна "Белгоспищепром", - "Коммунарка", "Спартак", "Красный пищевик", "Красный Мозырянин", "Слодыч", "Ивкон", "Конфа"- производят не только традиционные карамель, шоколад и шоколадные изделия, мягкие конфеты, зефир, мармелад, ирис, печенье, вафли, торты, но и весь ассортимент сладкой продукции, аналоги которой импортируются в страну. На очереди даже производство карамелек типа "чупа-чупс". Они стремятся делать все, а нужно лишь то, что можно продать.

Коэффициент загрузки мощностей при этом продолжает падать. Если в 2004 г. он составлял 78%, то в 1 квартале 2006 г. снизился до 69%. Падают объемы производства: с 95,4 тыс. т кондитерских изделий в 2004 г. до. 89,7 тыс. т в 2005-м. В 1 квартале 2006 г. произведено 21,5 тыс. т изделий, что составляет 96,3% к соответствующему периоду прошлого года.

Причина, считают специалисты концерна, в том, что нет явного перелома в качестве продаж. Продукция, особенно шоколад, продается с трудом, даже доведенные торговле квоты не выбираются. Например, квота по выборке шоколада, определенная постановлением Совета Министров от 2005-11-30 №1350 "О некоторых вопросах поставки товаров на внутренний рынок республики в 2006 году", освоена на 54,2%, в т.ч. по Белкоопсоюзу - на 45,7%, по торговым организациям Минторга - 61,4%. Да и деньги за реализованную продукцию магазины возвращают несвоевременно. Так, на 15.04.06 г. дебиторская задолженность составила 64,8 млрд. руб., в т.ч. просроченная - 28 млрд. руб. Это не намного меньше стоимости всей продукции, произведенной предприятиями в первом квартале.

Падает и экспорт. Если в 2004 г. он составлял 95,9 тыс. т, то в 2005 г. экспортная корзина потянула лишь на 24,4 тыс. т. В 1 квартале текущего года на экспорт было отгружено всего 5,6 тыс. т.

Первая причина падения экспорта, считают эксперты, - слишком высокие цены на отечественное сырье, особенно на сахар, молочную продукцию, муку. Они выше чем в России, куда, как это ни парадоксально, Беларусь экспортирует все эти продукты, являющиеся сырьем для кондитерской промышленности. Вторая причина - потеря партнеров в РФ при переходе к новой методике расчетов НДС. Белорусы рассчитывают найти новых партнеров через организованное в Москве ООО "Белкондитер". Третьей причиной некоторые эксперты называют неумение белорусских предприятий сосредоточиться на выпуске наиболее ликвидных видов продукции. Им также не хватает смелости признать, что сегодня они проиграли мировым производителям шоколада и тем же россиянам.

У российских же кондитеров, являющихся одними из основных наших конкурентов, дела на подъеме. Взять, к примеру,  крупнейший кондитерский холдинг в Европе "Объединенные кондитеры", в который входит 15 российских фабрик: ОАО "Рот Фронт", ОАО "Красный Октябрь", ОАО "Кондитерский концерн "Бабаевский" и др. В 2005 г. его доля на кондитерском рынке РФ составляла 15%, в сегментах шоколадной плитки - 14,5%, конфет в коробках - 28%. Нынче холдинг планирует увеличить продажи по сравнению с прошлогодними более чем на 13%, доведя их до 20 млрд. рос. руб. Достичь этого ему помогает единая система дистрибуции, позволяющая контролировать розничные продажи и увеличивать долю "Объединенных кондитеров" на рынке.

Холдинг активно закупает новые технологии, отказываясь от работы в неприбыльных сегментах рынка. Инвестиционная программа предусматривает вложение 360 млн. USD в техническое переоснащение и модернизацию производств, 40 млн.USD из которых уже были потрачены в прошлом году. Активно финансируется продвижение торговых марок: в 2006 г. на это планируется израсходовать 13,5 млн. USD - россияне намерены работать с размахом.

Белорусские кондитеры также работают над выполнением собственных программ, но, как видим, менее успешно. Может потому, что не могут разделить рынок и часто дублируют друг друга? Правда, и у нас не обходится без центробежных тенденций. Они идут в отрасль в основном от концерна "Белгоспищепром", который важную роль отводит т.н. оргработе. Например, для выполнения доведенных показателей во втором квартале 2006 г. концерн "Белгоспищепром" потребовал от предприятий отрасли усилить работу дилерской службы и службы маркетинга (методом личного контакта с каждым неплательщиком, увеличения прямых поставок кондитерской продукции торговым предприятиям), что позволит уменьшить дебиторскую задолженность не менее чем на 15%.

Предприятиям рекомендовано эффективнее работать над удешевлением кондитерских изделий за счет снижения материалоемкости и использования местного сырья. Особая роль отводится приобретению новых технологий и оборудования по выпуску конкурентоспособной продукции. Концерн из средств инновационного фонда активно помогает предприятиям в закупке оборудования. Например, для ОАО "Красный Мозырянин" в 2005 г. было выделено 400 млн. руб. для организации выпуска двухцветного зефира с фруктовыми и сливочными начинками, что и было сделано. В этом году концерн намерен выделить предприятию еще 1,5 млрд. для приобретения линии по отливке мягких молочных конфет, линии по розливу желейного мармелада и заверточной машины для мягких конфет.

Помогут ли намеченные концерном меры отечественным производителям в их борьбе за внутренний и внешние рынки? Аналогичные задачи ставились перед предприятиями и ранее, закупались новые технологии, но до сих пор ситуацию переломить не удавалось. Сегодня производители надеются, что государство в целях поддержки отечественного производителя снимет таможенные пошлины на сырье для кондитерской продукции. Или, по крайней мере, уменьшит их давление. Тоже вариант.