Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
04.08.2015 18 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

УДАРНАЯ СТРОЙКА ПЛАНОВ©

Уточненный проект Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. будет представлен правительству на этой неделе. В ближайшие 5 лет власти надеются восстановить рост ВВП и реальных доходов населения, снизить инфляцию до 5%, не допустить резкого нарастания бедности и безработицы. Однако чрезмерная экспортная ориентация экономики делает эти планы слишком зависимыми от внешних факторов.

Уточненный проект Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. будет представлен правительству на этой неделе. В ближайшие 5 лет власти надеются восстановить рост ВВП и реальных доходов населения, снизить инфляцию до 5%, не допустить резкого нарастания бедности и безработицы. Однако чрезмерная экспортная ориентация экономики делает эти планы слишком зависимыми от внешних факторов.

На следующие 5 лет главной целью развития страны названо повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, активизации рыночных институтов и инновационного развития. Переходить к качественному экономическому росту предлагается с помощью структурных реформ, которые будут включать в себя совершенствование системы госуправления, переход на индикативное планирование, реформирование государственной собственности. Декларируется отказ от вмешательства в текущую деятельность предприятий, переход от административных методов управления экономикой к системе, основанной на рыночных механизмах косвенного регулирования и показателях экономической эффективности.

При формировании программы развития на 2010–2015 гг. власти возлагали особые надежды на евразийскую интеграцию, которая должна была стать одним из главных драйверов экономического роста. Теперь очевидно, что эти планы придется отложить надолго. В проекте очередной программы признается, что внешние условия развития белорусской экономики в предстоящем пятилетии будут формироваться под воздействием динамики мировой экономики, развития Евросоюза и России, конъюнктуры мировых рынков, динамики цен на сырьевые ресурсы и экспортируемые белорусские товары и услуги. При этом возможное усиление геополитической напряженности в регионе, медленное восстановление мировых цен на нефть, слабая динамика на важнейших сырьевых рынках и у ключевых торговых партнеров являются основными внешними сдерживающими факторами социально-экономического развития страны. В этих условиях развитие Беларуси будет зависеть от степени использования внутренних факторов экономического роста: изменения отраслевой структуры экономики, реформирования отношений собственности, снижения затрат на улучшение институциональной среды и повышения вклада в экономику малого и среднего предпринимательства.

Развитие производственной кооперации в рамках ЕАЭС числится среди факторов роста, но на первый план выходят задачи переориентации товарных потоков на новые перспективные рынки при закреплении позиций на традиционных, расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными объединениями и международными экономическими организациями, в т.ч. с ВТО. Предлагается создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики. Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе станет интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды. Будет активизирована работа по развитию экономического взаимодействия со странами «дальней дуги» в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выходу и закреплению на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества.

Владеть и управлять

В отличие от предыдущего проекта, без приватизации не обошлось. Государственную собственность в программе предлагается сохранить на крупных предприятиях, играющих стратегическую роль в экономике страны, а также в тех секторах, где ее эффективность выше, чем у частного бизнеса. Одновременно здесь власти надеются внедрить лучшие мировые практики корпоративного управления, причем целевыми ориентирами названа не только максимизация прибыли, но и рост капитализации активов. Заметим, что это потребует радикальной смены мировоззрения отечественного менеджмента, а также наличия достаточно развитого фондового рынка — ведь измерить капитализацию можно лишь при наличии свободного обращения акций. В проекте указана задача развития рынка ценных бумаг, причем ее целью является создание эффективно функционирующего механизма привлечения средств в экономику республики. Это предполагает комплекс мер, включая формирование института коллективных инвесторов, создание условий для программ секьюритизации и IPO, внедрение новых финансовых инструментов, в т.ч. иностранных депозитарных расписок, совершенствование системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами.

Пока же в программе предусматриваются: оптимизация структуры и состава государственных активов; создание прозрачной системы приватизации, ориентированной на модернизацию производства и привлечение инвестиций; обеспечение гарантий прав собственности добросовестным приобретателям государственного имущества; приватизация малых государственных предприятий на конкурсных и транспарентных принципах. В очередной раз обещается ускорить и упростить процесс передачи неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности государства, смягчить условия и сократить затраты, связанные с приобретением неиспользуемых зданий и земельных участков. Все эти меры должны привести к росту эффективности функционирования государственного сектора и сокращению его доли в валовой добавленной стоимости с нынешних 48,5% до 36,5% в 2020 г.

В предстоящей пятилетке белорусам придется разобраться со структурными проблемами, решить которые не удавалось столько лет. В частности, нужно, наконец, улучшить инновационную активность реального сектора и увеличить удельный вес высоких технологий в производстве (который сегодня почти в 3 раза ниже, чем в развитых странах). Необходимо сократить издержки производства и чрезмерную зависимость экономики от импорта, повысить отдачу от использования инвестиций в основной капитал, которые сегодня в связи с нерациональной технологической структурой направляются большей частью на выполнение строительно-монтажных работ. Власти собираются, наконец, всерьез заняться сокращением господдержки отдельных секторов экономики и крупных предприятий, откорректировать неэффективную систему распределения финансовых ресурсов. Откладывать эти процессы больше не получится — внешний долг и платежи по нему продолжают расти, валютные поступления в страну, напротив, падают, а потому покрывать разрыв платежного баланса приходится за счет новых внешних заимствований. Неоптимальная структура управления ведет корпоративный сектор к отсталости, проявляется в слабой стратегической ориентации развития отраслей экономики. Критериями отраслевых структурных преобразований выступают повышение доли высокотехнологичного сектора с 2,3 до 4% в ВВП, доли ВДС сферы услуг — с 46,2 до 48,2%, повышение доли первичной энергии в валовом потреблении ТЭР с 13,5 до 16%.

Откуда подует ветер

Поскольку внешние условия развития экономики в ближайшие 5 лет будут формироваться под воздействием динамики мировой экономики, возможного усиления геополитической напряженности в регионе, медленного восстановления мировых цен на нефть, слабой динамики у ключевых торговых партнеров, то разработчики проекта просчитали 2 сценария развития. Динамика основных макроэкономических показателей при каждом из них представлена на диаграммах.

При благоприятных внешних условиях и стоимости нефти на уровне 100 USD/барр. к 2020 г. ВВП в Беларуси по прогнозу уже в 2016 г. вырастет на 1,1%, а с 2018 г. ускорится до 3%. Это в целом за пятилетие должно обеспечить рост экономики на 15,2%, т.е. в 2,5 раза больше, чем ожидается за 2010–2015 гг. Интересно, что в 2016–2019 гг. вклад внешнего спроса в ВВП по плану будет превышать внутренний, и только в 2020 г. вклад внутреннего спроса перевесит и даст 2,3% прироста ВВП. Это, по мнению авторов проекта, возможно, если с 2016 г. экономика России начнет уверенно расти более чем на 3% ежегодно, а в Евросоюзе — на 2%. Трудно сказать, насколько это реально, — последние события показывают, что в условиях низких цен на нефть и конфронтации с Западом рецессия в РФ может затянуться на несколько лет. Столь же туманны перспективы стабилизации курсов валют наших стран. Однако в проекте предполагается, что при благоприятных условиях официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару в среднегодовом значении вырастет с 16 220 Br/USD в 2016 г. до 19 325 Br/USD в 2020-м.

В целом при благоприятном сценарии за пять лет ВВП должен вырасти на 15,2%, а при неблагоприятных — лишь на 5,2%, инвестиции в основной капитал — на 14,3 и 0,1% соответственно, производительность труда — на 21,3 и 11,5%, реальная заработная плата — на 14,2 и 7,2%, реальные располагаемые денежные доходы населения — на 12,5 и 6,1%, розничный товарооборот — на 15,7 и 8,2%, экспорт товаров и услуг — на 78,5 и 27%, импорт — на 71,5 и 20%. Численность занятых в экономике сократится в первом случае на 5%, а во втором — на 5,7%. Добавленная стоимость в промышленности в 2016 г. должна вырасти до 2,1%, а в 2020 г. ускорится до 3,7%, т.е. рост за 5 лет составит 16%. При этом наибольшие надежды возлагаются на производство транспортных средств и оборудования, которое уже в следующем году должно вырасти на 9,9%, а за пятилетку — на 27,3%. Придется поднажать и сектору производства машин и оборудования — им запланирован рост на 21,1%, металлургии (20,2%), производству текстиля и одежды — на 16,4%, продуктов питания, табачных изделий — на 12,8%, нефтепереработке — на 9%. При этом авторы программы, вероятно, предполагают, что спрос на отечественную продукцию повсеместно будет расти, а ее конкурентоспособность окажется выше, чем у зарубежных компаний.
Ставка рефинансирования должна снижаться с 19% годовых в 2016 г. до 8% в 2020-м, средняя процентная ставка по новым кредитам в национальной валюте — с 21% до 10% соответственно.
Дефицит внешней торговли увеличится незначительно: со 1438,1 млн. USD до 2194,6 млн. USD по счету текущих операций.

Внешний госдолг продолжит расти, при этом его значения в 2017–2019 гг. составят 17,1 млрд. USD, 17,2 млрд.,17 млрд. соответственно. При этом доля внешнего госдолга в ВВП должна снизиться с 26,8% до 19,9% на конец пятилетки.
Если условия окажутся неблагоприятными, цены на нефть вырастут за 5 лет всего в 1,5 раза до 74 USD/барр., экономика РФ в 2016–2017 гг. продолжит стагнировать, а ее рост начнется лишь в 2018 г., да и то на 1–1,2% в год. Под такую динамику придется подстраиваться и нам. В этом случае ВВП начнет расти только в 2017 г. (см. диаграмму), а вклад внутреннего спроса в ВВП будет выше, чем внешнего. Официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару в среднегодовом значении вырастет за 5 лет с 17 830 до 23 320 Br/USD, средняя ставка рефинансирования снизится с 23% до 10%, а средняя процентная ставка по новым кредитам — с 25% до 12%.

Прирост валовой добавленной стоимости в промышленности достигнет всего 2,8%, в сфере услуг — +8,3%, сельском и лесном хозяйстве — +5,8%. Инвестиции в основной капитал вырастут всего на 0,1%. Производительность труда — на 11,5%, реальная зарплата — на 7,2%, реальные доходы — на 6,1%. При этом ИПЦ нагонит те же 53,6%, что и в благоприятном прогнозе.
Ожидается умеренный дефицит СТО платежного баланса: от 1217,2 млн. USD в 2016 г. до 1873 млн. USD в 2020-м. Внешний госдолг по действующему кредитному портфелю снизится с 15,7 млрд. USD до 14,9 млрд. или возрастет при рефинансировании с 17,2 млрд. до 20,6 млрд. USD, причем во втором случае его доля в ВВП повысится с 32,7% до 35%.

Традиционно проект содержит обещание сохранить социальную ориентацию белорусской экономики. Качество жизни населения должно приблизиться к европейскому уровню, соотношение между средней пенсией и среднемесячной зарплатой работников довести до 40%, а уровень обеспеченности жильем в расчете на одного жителя — до 28 м2 в 2020 г., что выше всех стран СНГ. Состязаться в этой сфере с западными соседями авторы проекта благоразумно не рискнули.

Кирилл ПРУДНИКОВ
 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В последний день июля на Лондонской бирже цена на нефть марки Brent опустилась до 51,81 USD за баррель. Последний раз на этом уровне нефть торговалась в январе 2015 г.

По мнению аналитиков, давление продавцов на рынок усилилось после сообщения об увеличении количества действующих буровых установок в США. Предполагается, что в течение нескольких месяцев добыча нефти может продолжить рост даже на фоне существующего на рынке переизбытка. В результате цена на нефть в ближайшем будущем может обновить годовые минимумы (пиковое значение — 47,68 USD/барр. в январе т.г.).

Вслед за падением цен на нефть российский рубль на Московской бирже в пятницу ослабел к доллару до 61,58 USD/RUB, а к евро — 67,7 EUR/RUB. Российский рубль оказался под давлением не только из-за дешевеющей нефти, но и после объявления Центробанком РФ о снижении ключевой ставки до 11%.

Ранее опрошенные Bloomberg эксперты предсказали, что если цены на нефть марки Brent опустятся до 40 USD/барр., то курс доллара к концу года вырастет до 65 USD/RUB. В этих условия экономика России сократится на 5% в 2015 г. и на 1% в 2016-м, а в 2017 г. рост составит всего 0,8%.

Впрочем, прогнозировать темпы роста и валютные курсы сегодня — занятие вовсе не благодарное, особенно если речь идет о странах с переходной экономикой. Здесь существует целый «букет» неопределенных и негативных факторов: от замедления темпов роста и проблем на фондовом рынке Китая до падения цен на сырье и ожидающегося повышения процентных ставок ФРС США, что повлечет укрепление доллара. Все это создает комплекс угроз и рисков для стран emerging market, особенно тех, которые сильно зависят от экспорта. Развивающиеся рынки, особенно БРИКС, скорее всего, ждет существенное замедление экономики и финансовые трудности. Стоимость капитала станет для них дороже, а привлекать инвестиции будет все труднее — менее рискованные рынки развитых стран становятся более привлекательными для инвесторов. Валютам стран emerging market, по мнению западных аналитиков, грозит длительный период неустойчивости и «парада девальваций», обусловленного как внешними, так и внутренними факторами, в т.ч. попытками получить конкурентные преимущества.

Собственно, в 2014–2015 гг. Беларусь уже столкнулась с этими проблемами. Смягчить их влияние можно было бы за счет активизации частного бизнеса и привлечения зарубежных инвестиций. Однако это требует серьезных структурных изменений, часть которых предполагается провести в 2016–2020 гг. К сожалению, преобразование структуры управления экономикой, смена корпоративных приоритетов и поиск ресурсов могут затянуться, так что придется все нереализованные планы опять переносить на следующую пятилетку.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by