$

2.0566 руб.

2.2759 руб.

Р (100)

3.1349 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

АПК

Убыточные хозяйства. Что их ждет?

12.12.2003
В последнее время особенно актуальным стал вопрос об оказании различного рода помощи сельскохозяйственным организациям с критическим уровнем экономики. С этой целью в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия разрабатывается проект нормативного правового акта, предусматривающего механизм финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций за счет привлечения инвестиций организаций различных форм собственности, предоставление государственной поддержки юридическим лицам, присоединяющим к себе сельскохозяйственные организации, в том числе путем реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и снижения налогового бремени.

Возникает обоснованный вопрос: каким образом можно "присоединить" сельскохозяйственные организации к потенциальным инвесторам?

Ответ отчасти можно найти в Программе совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001--2005 годы, одобренной Указом Президента от 2001-05-14г. N 256 (далее -- Программа). Она предлагает десять моделей реструктуризации сельскохозяйственных организаций с критическим экономическим положением. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из моделей направлена на санацию сельскохозяйственных организаций посредством принятия неотложных мер по возврату дебиторской и реструктуризации кредиторской задолженности. В рамках этой концепции в 2003г. был принят Закон "О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций", который устанавливает порядок их реорганизации по решению уполномоченных государственных органов. Такое право в соответствии с данным Законом предоставляется Министерству сельского хозяйства и продовольствия, местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам в соответствии с их компетенцией.

Заметим, Закон не исключает применения процедуры банкротства в отношении убыточных сельскохозяйственных организаций и фактически является внесудебной, упрощенной формой санации таких организаций. Применение норм Закона на практике будет иметь дифференцированный характер. Более того, при принятии решения о реорганизации будут подвергнуты анализу все ее аспекты и предпосылки. Основными из них станут -- целесообразность и финансовая возможность применения положений этого документа к той или иной организации. В соответствии со ст.11 данного Закона главой государства будет утвержден порядок финансирования расходов, связанных с реорганизацией таких структур, за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Еще одна модель Программы предлагает реструктурировать сельскохозяйственные организации путем создания в установленном законодательством порядке хозяйственных товариществ, обществ и других видов юридических лиц. Фактически для организаций государственной формы собственности (унитарные предприятия, учреждения) такая реорганизация осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в результате ее приватизации, что влечет изменение и формы собственности (Гражданский кодекс, Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", Декрет Президента от 20.03.1998г. N 3 "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и иные акты).

Для сельскохозяйственных организаций иных организационно-правовых видов с частной формой собственности такая реорганизация должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями ГК, ст.53 которого гласит, что она может быть осуществлена только путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Следующая модель -- кооперирование неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с другими экономически крепкими организациями, осуществляющими производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, включение их в сырьевую зону по производству сельскохозяйственной продукции или передача в установленном законодательством порядке юридическому лицу сельскохозяйственной организации в качестве подсобного хозяйства.

Фактическая реализация этой концепции возможна путем создания хозяйственных или финансово-промышленных групп. Юридический аспект такого образования детально регламентирован в Законе РБ от 4.06.1999г. N 265-З "О финансово-промышленных группах", Указе Президента от 27.11.1995г. N 482 "О создании и деятельности в республике хозяйственных групп", постановлении Совмина от 27.10.1999г. N 1665 "О государственной регистрации хозяйственных групп" (в ред. постановления Совмина от 2002-09-27г. N 1334), постановлении Минэкономики от 2002-12-10г. N 264 "О государственной регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь хозяйственных групп". Механизм передачи юридическому лицу сельскохозяйственной организации в качестве подсобного хозяйства юридически может быть реализован как путем слияния, так и путем присоединения одного юридического лица к другому.

Две другие модели Программы основаны на передаче сельскохозяйственной организации (или части ее имущества) другому юридическому лицу в аренду. Причем одна из них не исключает варианта заключения договора аренды с последующим правом выкупа арендованного имущества.

В целом данные правоотношения регламентированы в гл.34 ГК "Аренда". Статьи 627--635 ГК более детально оговаривают вопросы, связанные с заключением договора аренды предприятия, формой их госрегистрации, пользованием имуществом арендованного предприятия, возвратом арендованного имущества, права и обязанности сторон и другие.

Есть в Программе и модель, которая предполагает присоединение несостоятельной сельскохозяйственной организации к экономически крепкому колхозу или другой сельскохозяйственной организации, а также к промышленным, перерабатывающим и обслуживающим организациям. Как мы уже говорили выше, присоединение является одним из видов реорганизации юридического лица, и механизм его реализации определен в ГК.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Декретом главы государства от 2000-11-16г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента от 16 марта 1999г. N 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц" (в редакции Декрета от 2002-12-17г. N 29), ГК и иными законодательными актами колхозы были переименованы в сельскохозяйственные производственные кооперативы. Причем положения отдельных норм Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утв. Указом Президента от 2.02.2001г. N 49, были истолкованы различными регистрирующими органами по-разному. В этой связи сложилась ситуация, когда часть сельскохозяйственных производственных кооперативов поделила имущество на паи между членами, а другая часть этого не сделала.

Обратим внимание, что в соответствии с абзацем вторым части второй ст.3 ГК "в случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с настоящим Кодексом или другим законом настоящий Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом". Таким образом, положения уставов колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) должны соответствовать требованиям Примерного устава.

Реорганизация колхоза в форме присоединения его как к унитарному предприятию, так и к акционерному обществу, занимающимся переработкой сельхозпродукции, являются также довольно распространенными путями реформирования. Однако для этого необходим четкий правовой механизм.

К тому же, проводя любые преобразования в колхозе ли, сельскохозяйственном ли производственном кооперативе, прежде всего необходимо решить вопрос о праве собственности на его имущество.

Обратимся к ст.107 ГК, в которой говорится, что производственным кооперативом признается коммерческая организация, участники которой помимо прочего обязаны внести имущественный паевой взнос. Пункты 3 и 4 ст.214 ГК определяют, что имущество, переданное в качестве вкладов (взносов) учредителями (участниками, членами) коммерческим и некоммерческим организациям (кроме переданного унитарным предприятиям либо учреждениям, финансируемым собственником), а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц. Учредители (участники, члены) коммерческой организации в отношении имущества, находящегося в собственности этой организации, имеют обязательственные права, определяемые в ее учредительных документах. Таким образом, имущество производственного кооператива принадлежит на правах собственности самому кооперативу -- юридическому лицу. Следует иметь в виду, что пай не наделяет члена кооператива правом долевой собственности на имущество кооператива, а является свидетельством наличия обязательственных отношений.

Данное положение распространяется и на колхозы (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Их имущество также является собственностью колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) -- юридического лица, а не его членов. Пункт 22 Примерного устава гласит, что право распоряжаться имуществом, произведенной продукцией и денежными средствами колхоза принадлежит только колхозу -- его органам управления. Более того, в п.12 Примерного устава право собственности на часть имущества колхоза не указано как право члена колхоза.

В то же время п. 25 Примерного устава также определено, что основные и оборотные фонды колхоза, кроме созданных за счет средств паевых взносов, имущественных вкладов, долевого фонда членов колхоза, являются неделимыми. Они не подлежат распределению между членами колхоза и используются только по целевому назначению по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов колхоза. Кроме того, п.122 Примерного устава определяет, что при реорганизации колхоза его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом и (или) разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного колхоза в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Таким образом, реорганизуя сельскохозяйственное предприятие (организацию) с критическим уровнем экономики, необходимо четко руководствоваться законодательством. Со своей стороны и государство должно предоставить необходимую поддержку, стимулирующую привлекательность таких перемен для привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики.

Автор публикации: Ия МАЛКИНА,начальник юридического отдела Минсельхозпрода


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы