Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
245.15
Серебро:
2.89
Платина:
95.84
Палладий:
101.49
Назад
Цены
22.03.2024 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №22(2716) от 22.03.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ценовой контроль могут ослабить, но только в исключительных случаях при бесспорном обосновании

В Беларуси в 2024 г. сохранится масштабное регулирование цен на потребительском рынке. Отказа от этой практики не ожидается, правда, в некоторых случаях власти готовы разрешить ценовую свободу, но при одном условии.

Предложение бизнес-союзов

Масштабное ценовое регулирование, предусмотренное постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713), остается в поле постоянного внимания делового сообщества в т.ч. и потому, что ограничение надбавок, в частности торговых, явно ухудшило финансовые результаты ряда организаций.

В ходе круглого стола, состоявшегося в марте 2024 г. в Президент-­Отеле, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич обратила внимание, что малые и средние предприятия из-за ценовых ограничений в ряде случаев в прошлом году сработали с отрицательной рентабельностью.

В связи с этим она предложила вывести компании, финансовое положение которых оставляет желать лучшего, из-под сферы ценового регулирования, установленного постановлением № 713. Руководители других бизнес-союзов (Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Республиканского союза промышленников и предпринимателей) также поддерживают шаги в сторону свободного ценообразования.

Официальная позиция

Разработчики постановления № 713 говорят о том, что кардинальных изменений (в части его пересмотра) ожидать не стоит, но при этом в отдельных (точнее – в исключительных) случаях изменения могут быть внесены.

Для получения ценовой свободы поставщикам товаров нужно серьезно постараться и убедить органы государственного управления в необходимости внести изменения в действующий правовой акт. Это прямо вытекает из позиции представителей МАРТ, а также Совета Республики, непосредственно участвовавших в разработке данного НПА.

Так, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова, обратила внимание, что данный документ несколько раз пересматривался и некоторые позиции из перечня товаров, на которые распространяется ценовое регулирование, исключены.

«Поймите, чтобы внести изменения в нормативно-правовой акт, должно быть очень четкое, оцифрованное экономическое обоснование», – подчеркнула Н. Емельянова, обращаясь к представителям бизнеса. 

По ее словам, только «те, кто может доказать» благодаря экономическому обоснованию, что вносить изменения в законодательство нужно, могут рассчитывать на соответствующие изменения.

В качестве примера замминистра привела обои на флизелиновой основе, поставщикам которых на конкретных убедительных цифрах удалось доказать, что их продукцию нужно исключить из сферы ценового регулирования. В связи с этим Н. Емельянова попросила представителей бизнеса, ратующих за пересмотр постановления № 713, подготовить конкретное экономическое обоснование по соответствующим товарным позициям.

Практически аналогичную позицию озвучила и председатель постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец. Она отметила, что некоторые предприниматели просят вывести их продукцию из сферы ценового регулирования, но соответствующее экономическое обоснование представить не готовы.

Государство, подчеркнула сенатор, первостепенное внимание уделяет трем темам – занятость, заработная плата, цены. Поэтому регулирование последних всегда «в каком-то виде будет, потому что у нас есть малообеспеченные слои населения».

Что же дальше?

Некоторые представители бизнеса ранее подавали предложения с просьбой вывести отдельные товарные позиции из-под действия норм постановления № 713, и в достаточно редких (считанных) случаях это удалось сделать. Так, можно вспомнить о том, что в прошлом году поставщики некоторых автокомпонентов получили ценовую свободу.

Появится ли она у других субъектов хозяйствования? «ЭГ» известны случаи, когда запросы бизнеса скорректировать постановление № 713 не были удовлетворены.

Сегодня госорганы выполняют официальную цель – обеспечить низкую инфляцию. В 2024 г. она не должна превысить 6%. И уже неоднократно звучало, что постановление № 713, обеспечивающее сдерживание цен, будет действовать весь текущий год.

«Правительству стоило бы провести совокупный анализ всех цен, чтобы определить критические товарные позиции, цены на которые нужно регулировать. А от ценового регулирования на остальные товары, незначительно влияющие на инфляцию, нужно отказываться», – считает эксперт «ЭГ» в бизнес-кругах.

Однако, отмечает он, сейчас нет никаких других серьезных инструментов контроля за ценами, помимо постановления № 713, и, возможно, поэтому регуляторы не хотят кардинально корректировать данный документ, опасаясь резкого (необоснованного) всплеска цен на потребительском рынке.

Ситуация может измениться после внедрения автоматизированной системы анализа цен. Она позволит аккумулировать в одном программном продукте данные из разных источников, в т.ч. из баз таможенных, налоговых органов, а также поступающие из объектов торговли.

Сейчас по решению Совмина в рамках пилотного проекта данная система дорабатывается и до конца года должна быть внедрена в полном объеме. Правительство рассчитывает, что благодаря этой системе, которая позволит оперативно выяснять причины изменения многих цен, удастся отойти от практики директивного их регулирования.

Но это может произойти, скорее всего, не ранее 2025 г., а в нынешнем году получить полную ценовую свободу субъектам хозяйствования будет непросто. Правительство, как показало время, сейчас предоставляет ее в исключительных случаях.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by