Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1983
EUR:
3.4649
RUB:
3.5608
Золото:
242.4
Серебро:
3.14
Платина:
106.74
Палладий:
101.59
Назад
Кадры
30.06.2023 12 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №49(2645) от 30.06.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Трудовые» риски белорусского бизнеса

Фото: freepik.com

Белорусские компании выплачивают вознаграждение наемным работникам с учетом коммерческих результатов деятельности. При этом в ряде случаев допускаются нарушения. Трудовые отношения чреваты порой и налоговыми проблемами.

Особо опасные нарушения

Департамент государственной инспекции труда Минтруда, ссылаясь на данные проверок, сообщает, что допускаемые нарушения прав работников «являются следствием низкой правовой культуры руководителей организаций, должностных лиц кадровых и юридических служб».

Повышением уровня грамотности перечисленных сотрудников по трудовым вопросам, в т.ч. бухгалтеров, занялись аудиторы, которые, анализируя итоги проверочной работы, видят, какие нарушения в этой сфере могут иметь болезненные последствия для всех организаций.

На днях компания «БелАудитАльянс» провела семинар по теме оплаты труда работников коммерческих организаций, и многие бухгалтеры, которым поручают заниматься и кадровыми вопросами, скрупулезно конспектировали выступления экспертов. На каких аспектах аудиторы акцентировали особое внимание?

В первую очередь спикеры напомнили о суровом наказании за выплату зарплат в «конвертах». Основания говорить на эту тему, к сожалению, сохраняются.

ejuger.jpg
            Елена Жугер

К слову, управление оперативных мероприятий инспекции МНС еженедельно публикует кейсы о сокрытии выручки, регулярно сообщает о выплатах «серых» зарплат и смежных нарушениях законодательства.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, предупреждают аудиторы, лучше вышеперечисленные методы «оптимизации» налоговой нагрузки полностью исключить из деятельности коммерческой организации.

Ведь когда выявляются подобные схемы, вначале проводится доначисление подоходного налога, а затем еще и отчислений в ФСЗН за весь период выплаты зарплат в «конвертах».

В то же время вероятность, что вышеперечисленные нарушения удастся скрыть, стремительно уменьшается из-за внедрения цифровых технологий в работу контролирующих органов. Так что плательщикам (субъектам хозяйствования) лучше не искушать судьбу и выплачивать зарплату в полном соответствии с законодательством.

«Цифровая обработка данных позволяет путем анализа информации выявлять недобросовестных плательщиков, что влечет не только доначисление зарплатных налогов, но и корректировку других обязательств, а также серьезную персональную ответственность, несопоставимую с размерами экономии», – подчеркнула во время семинара директор ООО «БелАудитАльянс» Елена Жугер.

Премии могут довести до штрафных санкций

ikrasilschikova.jpg
   Ирина Красильщикова

Серьезные проблемы могут возникнуть у любой компании и в том случае, когда сотрудникам необоснованно выплачены премии. Нередко собственники субъектов хозяйствования на этот момент не обращают должного внимания, полагая, что могут распоряжаться выручкой как угодно и выплачивать «линейным» менеджерам (а также руководителю) любые вознаграждения.

Однако это не совсем так, точнее, совсем не так.

Согласно ст. 170 Налогового кодекса расходы на оплату труда включаются в состав затрат. Но при условии, что такие начисления работникам сделаны «по основаниям, установленным законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором».

Начальник отдела консультаций ООО «БелАудит­Альянс» Ирина Красильщикова обратила внимание, что этого правила субъекты хозяйствования придерживаются отнюдь не всегда и нередко руководители выписывают премии работникам без достаточных на то правовых оснований.

«Отсутствие документального обоснования размера выплаченных денежных премий, их взаимосвязи и размера с трудовыми результатами создает риски при исчислении налога на прибыль», – подчеркнула И. Красильщикова.

Иными словами, во время проверки необоснованные выплаты могут быть исключены из состава затрат, что автоматически приведет к увеличению налогооблагаемой базы и доначислению налога на прибыль, штрафных санкций.

Такие риски, полагает эксперт, существуют, если премии начисляются только на основании приказа руководителя; если премии документально не подтверждены расчетами; если непонятно, за что выдана премия или необоснованно увеличен ее размер.

Также при налоговой проверке из состава затрат с высокой вероятностью будут исключены премии, которые директор назначил сам себе, а также выплаты работникам, которые отсутствовали на работе в «премиальный» период.

Кстати, согласно постановлению Совмина от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности» руководителям компаний не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей, предусмотренные условиями контрактов за период, по итогам которого по организации в целом допущен рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистого убытка за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом.

Кроме того, эта норма распространяется и на случаи, когда допущена задолженность по выплате заработной платы, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, по оплате потребленных с начала отчетного года услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации).

Как выплачивать премии правильно

Система премирования должна быть понятной для работников, т.е. они должны четко представлять, когда, за что и в каком размере получают премию, подчеркивает И. Красильщикова.

Необходимо закрепить письменно в соответствующих локальных правовых актах показатели и условия премирования, размеры премий, периодичность их выплаты, подчеркивает эксперт. Эти же правила должны соблюдаться и при выплате премий руководителю.

«Поскольку нанимателем для руководителя является собственник, показатели премирования должны быть установлены (утверждены) им. Документы по премированию руководителя должны быть либо оформлены собственником, либо согласованы с ним», – пояснил во время семинара аудитор, консультант ООО «БелАудит­Альянс» Дмитрий Качук.

dkachuk.jpg
          Дмитрий Качук

По мнению эксперта, чтобы обоснованность выплаты премии не ставилась под сомнение проверяющими органами, лучше не премировать руководителя и не выплачивать ему бонусы за выполнение плановых показателей, за соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины, а также за отсутствие производственного травматизма.

Перечисленные функции для любого директора являются должностными обязанностями, за выполнение которых он получает заработную плату.

Выплату премии управленцам можно считать обоснованной в тех случаях, полагает Д. Качук, когда она выплачивается за особые достижения, которые могут быть документально подтверждены.

Например, превышение выручки и прибыли по сравнению с плановыми показателями; досрочное выполнение показателей бизнес-планов; заключение новых договоров, расширение рынков сбыта; улучшение коэффициентов платежеспособности организации.

Самозанятые и… неприятности для собственника

Помимо вышеперечисленных рисков, связанных с оплатой труда штатных сотрудников, собственники бизнеса могут столкнуться с серьезными проблемами и выстраивая взаимоотношения с внешними исполнителями работ и услуг.

Тут ключевой риск заключается в том, что гражданско-правовые отношения компании (с обычными физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и плательщиками налога на профдоход) могут быть признаны проверяющими органами трудовыми.

«Это может произойти, когда будет установлено, что у внешнего исполнителя отсутствовала предпринимательская самостоятельность. То есть он исполнял указания собственника бизнеса, подчинялся правилам внутреннего трудового распорядка, использовал материальные ресурсы компании», – пояснила Елена Жугер.

Многим предпринимателям уже известно, что переквалификация гражданско-правовых отношений в трудовые приводит к доначислению налогов и платежей в ФСЗН, уплате штрафов.

Компании, изучающие законодательство, правоприменительную практику, регулярно обращающиеся за консультацией к специалистам по вопросам соблюдения налогового (и иного) законодательства, таких нарушений практически не допускают.

Однако до сих пор сохраняется немалое число субъектов хозяйствования, которые видят в бизнесе только возможности, а риски предпочитают игнорировать. И последствия оказываются весьма печальными.

В этом смысле показательны ситуации нынешнего года, связанные с переходом физических лиц в категорию плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых).

Так, сотрудники одной из компаний, оказывающей бытовые услуги населению, решили продолжать работать с этой организацией, но перешли в категорию самозанятых с уплатой налога на проф­доход (ставка НПД, как известно, существенно ниже платежей в бюджет, которые несет наниматель при оплате труда штатных сотрудников). Что в итоге? Фактически в этом случае компания стала подменять трудовые отношения (со штатными сотрудниками) гражданско-правовыми с самозанятыми (плательщиками НПД).

Когда проверяющие органы в 2023 г. выявили данную ситуацию, собственник бизнеса столкнулась с впечатляющими мерами материальной ответственности. Данный кейс и вышеперечисленные риски подтверждают, что отношения компании со штатными сотрудниками и внешними подрядчиками должны строиться в полном соответствии с законодательством.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by