«Трудовые» риски белорусского бизнеса

Белорусские компании выплачивают вознаграждение наемным работникам с учетом коммерческих результатов деятельности. При этом в ряде случаев допускаются нарушения. Трудовые отношения чреваты порой и налоговыми проблемами.
Особо опасные нарушения
Департамент государственной инспекции труда Минтруда, ссылаясь на данные проверок, сообщает, что допускаемые нарушения прав работников «являются следствием низкой правовой культуры руководителей организаций, должностных лиц кадровых и юридических служб».
Повышением уровня грамотности перечисленных сотрудников по трудовым вопросам, в т.ч. бухгалтеров, занялись аудиторы, которые, анализируя итоги проверочной работы, видят, какие нарушения в этой сфере могут иметь болезненные последствия для всех организаций.
На днях компания «БелАудитАльянс» провела семинар по теме оплаты труда работников коммерческих организаций, и многие бухгалтеры, которым поручают заниматься и кадровыми вопросами, скрупулезно конспектировали выступления экспертов. На каких аспектах аудиторы акцентировали особое внимание?
В первую очередь спикеры напомнили о суровом наказании за выплату зарплат в «конвертах». Основания говорить на эту тему, к сожалению, сохраняются.

К слову, управление оперативных мероприятий инспекции МНС еженедельно публикует кейсы о сокрытии выручки, регулярно сообщает о выплатах «серых» зарплат и смежных нарушениях законодательства.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, предупреждают аудиторы, лучше вышеперечисленные методы «оптимизации» налоговой нагрузки полностью исключить из деятельности коммерческой организации.
Ведь когда выявляются подобные схемы, вначале проводится доначисление подоходного налога, а затем еще и отчислений в ФСЗН за весь период выплаты зарплат в «конвертах».
В то же время вероятность, что вышеперечисленные нарушения удастся скрыть, стремительно уменьшается из-за внедрения цифровых технологий в работу контролирующих органов. Так что плательщикам (субъектам хозяйствования) лучше не искушать судьбу и выплачивать зарплату в полном соответствии с законодательством.
«Цифровая обработка данных позволяет путем анализа информации выявлять недобросовестных плательщиков, что влечет не только доначисление зарплатных налогов, но и корректировку других обязательств, а также серьезную персональную ответственность, несопоставимую с размерами экономии», – подчеркнула во время семинара директор ООО «БелАудитАльянс» Елена Жугер.
Премии могут довести до штрафных санкций

Серьезные проблемы могут возникнуть у любой компании и в том случае, когда сотрудникам необоснованно выплачены премии. Нередко собственники субъектов хозяйствования на этот момент не обращают должного внимания, полагая, что могут распоряжаться выручкой как угодно и выплачивать «линейным» менеджерам (а также руководителю) любые вознаграждения.
Однако это не совсем так, точнее, совсем не так.
Согласно ст. 170 Налогового кодекса расходы на оплату труда включаются в состав затрат. Но при условии, что такие начисления работникам сделаны «по основаниям, установленным законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором».
Начальник отдела консультаций ООО «БелАудитАльянс» Ирина Красильщикова обратила внимание, что этого правила субъекты хозяйствования придерживаются отнюдь не всегда и нередко руководители выписывают премии работникам без достаточных на то правовых оснований.
«Отсутствие документального обоснования размера выплаченных денежных премий, их взаимосвязи и размера с трудовыми результатами создает риски при исчислении налога на прибыль», – подчеркнула И. Красильщикова.
Иными словами, во время проверки необоснованные выплаты могут быть исключены из состава затрат, что автоматически приведет к увеличению налогооблагаемой базы и доначислению налога на прибыль, штрафных санкций.
Такие риски, полагает эксперт, существуют, если премии начисляются только на основании приказа руководителя; если премии документально не подтверждены расчетами; если непонятно, за что выдана премия или необоснованно увеличен ее размер.
Также при налоговой проверке из состава затрат с высокой вероятностью будут исключены премии, которые директор назначил сам себе, а также выплаты работникам, которые отсутствовали на работе в «премиальный» период.
Кстати, согласно постановлению Совмина от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности» руководителям компаний не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей, предусмотренные условиями контрактов за период, по итогам которого по организации в целом допущен рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистого убытка за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом.
Кроме того, эта норма распространяется и на случаи, когда допущена задолженность по выплате заработной платы, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, по оплате потребленных с начала отчетного года услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации).
Как выплачивать премии правильно
Система премирования должна быть понятной для работников, т.е. они должны четко представлять, когда, за что и в каком размере получают премию, подчеркивает И. Красильщикова.
Необходимо закрепить письменно в соответствующих локальных правовых актах показатели и условия премирования, размеры премий, периодичность их выплаты, подчеркивает эксперт. Эти же правила должны соблюдаться и при выплате премий руководителю.
«Поскольку нанимателем для руководителя является собственник, показатели премирования должны быть установлены (утверждены) им. Документы по премированию руководителя должны быть либо оформлены собственником, либо согласованы с ним», – пояснил во время семинара аудитор, консультант ООО «БелАудитАльянс» Дмитрий Качук.

По мнению эксперта, чтобы обоснованность выплаты премии не ставилась под сомнение проверяющими органами, лучше не премировать руководителя и не выплачивать ему бонусы за выполнение плановых показателей, за соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины, а также за отсутствие производственного травматизма.
Перечисленные функции для любого директора являются должностными обязанностями, за выполнение которых он получает заработную плату.
Выплату премии управленцам можно считать обоснованной в тех случаях, полагает Д. Качук, когда она выплачивается за особые достижения, которые могут быть документально подтверждены.
Например, превышение выручки и прибыли по сравнению с плановыми показателями; досрочное выполнение показателей бизнес-планов; заключение новых договоров, расширение рынков сбыта; улучшение коэффициентов платежеспособности организации.
Самозанятые и… неприятности для собственника
Помимо вышеперечисленных рисков, связанных с оплатой труда штатных сотрудников, собственники бизнеса могут столкнуться с серьезными проблемами и выстраивая взаимоотношения с внешними исполнителями работ и услуг.
Тут ключевой риск заключается в том, что гражданско-правовые отношения компании (с обычными физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и плательщиками налога на профдоход) могут быть признаны проверяющими органами трудовыми.
«Это может произойти, когда будет установлено, что у внешнего исполнителя отсутствовала предпринимательская самостоятельность. То есть он исполнял указания собственника бизнеса, подчинялся правилам внутреннего трудового распорядка, использовал материальные ресурсы компании», – пояснила Елена Жугер.
Многим предпринимателям уже известно, что переквалификация гражданско-правовых отношений в трудовые приводит к доначислению налогов и платежей в ФСЗН, уплате штрафов.
Компании, изучающие законодательство, правоприменительную практику, регулярно обращающиеся за консультацией к специалистам по вопросам соблюдения налогового (и иного) законодательства, таких нарушений практически не допускают.
Однако до сих пор сохраняется немалое число субъектов хозяйствования, которые видят в бизнесе только возможности, а риски предпочитают игнорировать. И последствия оказываются весьма печальными.
В этом смысле показательны ситуации нынешнего года, связанные с переходом физических лиц в категорию плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых).
Так, сотрудники одной из компаний, оказывающей бытовые услуги населению, решили продолжать работать с этой организацией, но перешли в категорию самозанятых с уплатой налога на профдоход (ставка НПД, как известно, существенно ниже платежей в бюджет, которые несет наниматель при оплате труда штатных сотрудников). Что в итоге? Фактически в этом случае компания стала подменять трудовые отношения (со штатными сотрудниками) гражданско-правовыми с самозанятыми (плательщиками НПД).
Когда проверяющие органы в 2023 г. выявили данную ситуацию, собственник бизнеса столкнулась с впечатляющими мерами материальной ответственности. Данный кейс и вышеперечисленные риски подтверждают, что отношения компании со штатными сотрудниками и внешними подрядчиками должны строиться в полном соответствии с законодательством.