Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нужно ли ограничивать зарплаты топ-менеджерам

Фото: freepik.com

В I квартале 2023 г. обнародованы резонансные данные о зарплатах руководителей известных белорусских компаний. В последнее время эта тема поднимается на экспертном уровне – в рамках заседаний с участием представителей делового сообщества и органов госуправления. Будут ли вознаграждения топ-менеджеров регулироваться административно?

«Жесткий» и «мягкий» сценарии

В Беларуси на протяжении многих лет высокая зарплата руководителей становится предметом для пристального внимания на государственном уровне. В 2023 г. на фоне борьбы с инфляцией власти обратили внимание на ситуацию с размером зарплат в розничной торговле.

Именно там, как выяснилось, существует большая разница между зарплатой топ-менеджеров и рядовых работников. Комитет госконтроля проанализировал ситуацию в десятке крупнейших торговых сетей, и оказалась, что доходы руководящих работников превышают зарплаты кассиров, продавцов в десятки, а иногда и более чем в 100 раз.

По итогам февральского совещания у главы государства было заявлено, что большой разрыв в зарплатах в торговых сетях – вопрос социальной справедливости, и он должен быть решен. Каким образом – предстоит выяснить.

На поверхности виден «жесткий» сценарий. Суть его в том, чтобы ограничить уровень зарплат в частных организациях коэффициентом 8, как на государственных предприятиях, т.е. чтобы предельная зарплата руководителя не превышала восьмикратный уровень средней зарплаты по организации. В госсекторе согласно постановлению Сов­мина от 08.07.2013 № 597 действует именно такой подход.

Если зарплаты топ-менеджеров частных компаний будут ограничены восьмикратным уровнем средней зарплаты, как на госпредприятиях, то в негосударственном секторе могут «расцвести» теневые схемы оплаты труда топ-менеджеров, ведь собственникам нужно будет их как-то мотивировать, предположил в комментарии «ЭГ» руководитель одной из частных компаний.

Более «мягкий» сценарий регулирования доходов директоров частных компаний ранее озвучил КГК. Суть альтернативного варианта в том, чтобы установить повышенный налог для топ-менеджеров компаний, которые по белорусским меркам много зарабатывают.

Критерии для повышенной нагрузки

В России более высокие доходы физлиц облагаются повышенной ставкой подоходного налога, и распространяется она на тех физических лиц, чей ежегодный доход превышает 5 млн RUB (62,5 тыс. USD в эквиваленте). В пересчете на белорусские денежные знаки это около 183 тыс. BYN.

Если определять критерий для более высокой налоговой нагрузки исходя из «формулы справедливости», определенной для госорганизаций, мы получим примерно этот же уровень. Средняя зарплата в РБ в апреле 2023 г. составила почти 1,8 тыс. руб. Умножив ее на 8 и на 12 месяцев, мы получаем сумму в размере почти 173 тыс. руб.

Таким образом, с учетом российской практики и белорусских подходов можно предположить, что повышенная налоговая нагрузка на топ-менеджеров начнет распространяться в случае превышения указанного дохода.

В России физлица, получающие доход выше 5 млн RUB, обязаны уплачивать подоходный налог по ставке 15% (против стандартной 13%).

В Беларуси стандартная ставка подоходного налога унифицирована с российской. Соответственно, логично предположить, что и повышенную налоговую нагрузку для обеспеченных категорий граждан нужно унифицировать с российским уровнем.

Если подоходный налог для топ-менеджеров белорусских компаний окажется существенно выше российского уровня, может наблюдаться отток квалифицированных управленцев из Беларуси в Россию, считают эксперты.

«Мобильные, эффективные топ-менеджеры компаний будут искать материальные условия труда там, где они лучше», – предположил в комментарии «ЭГ» член правления одного из банков.

Кстати, уже много лет государство прилагает усилия для того, чтобы выстроить более справедливую систему оплаты труда в банковском секторе Беларуси. Основанием для претензий выступает тот же факт, что и в торговле, – зарплаты кассиров иногда в десятки раз ниже, чем доходы высокопоставленных сотрудников банков.

Так, в 2015 г. для банков был увеличен налог на прибыль с 18% до 25%. Однако запрет для топ-менеджеров на получение бонусов так и не появился.

«Нигде в цивилизованном мире нет программ по борьбе с богатыми, но при этом повсеместно принимаются меры по стимулированию экономической активности, чтобы росла зарплата всех категорий граждан, и нам по этому пути стоит двигаться», – считает собеседник «ЭГ» из банковских кругов.

Можно предположить, что очередная дискуссия о справедливости зарплат топ-менеджеров, начатая в I квартале 2023 г., может привести к увеличению фискальной нагрузки для наиболее обеспеченных категорий граждан.

Однако маловероятно, что мы увидим предельную «планку», выше которой нельзя будет установить зарплату топ-менеджеров. Ведь жесткие административные меры чреваты теневыми схемами и оттоком квалифицированных управленцев из экономики.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений