Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Финансы
25.06.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Трудный путь к конвертации рубля

В конце мая текущего года пало еще одно ограничение на использование белорусских рублей...
В конце мая текущего года пало еще одно ограничение на использование белорусских рублей. Так, постановлением правления Нацбанка от 2002-05-20 г. N 94 признано утратившим силу постановление правления НБ от 23.08.99 г. N 15.1г "Об урегулировании некоторых операций банков", запрещавшее банкам Беларуси принимать от нерезидентов белорусские рубли, а также платежные документы и долговые обязательства, выраженные в национальной валюте, в оплату своих требований к ним, выраженных в иностранной валюте.

Теперь банки могут принимать от нерезидентов взамен иностранной валюты белорусские рубли и рублевые обязательства по различным операциям (депозитам, межбанковским и иным кредитам, по поручительствам и гарантиям и др.). Правда, лишь при условии, что использование белорусских рублей в расчетах с нерезидентом из того или иного государства допускается законодательством нашей страны (п. 3.1 Положения о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, утв. постановлением правления НБ от 1.08.96 г. N 768).

Однако при всем этом особенно важно отметить, что принятое постановление в целом продолжило проявившую себя в 2001 году тенденцию расширения свободы использования белорусского рубля как внутри страны, так и в отношениях с нерезидентами. А это, в свою очередь, позволяет говорить о расширении конвертируемости белорусского рубля.

Напомним, что осенью минувшего года Беларусь приняла на себя обязательства в соответствии со ст. VIII Соглашения о Международном валютном фонде. Речь идет, по крайней мере, о следующих обязательствах:

1) не вводить ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам;

2) не участвовать в дискриминационных валютных соглашениях, не осуществлять практику множественности валютных курсов;

3) предоставлять МВФ информацию, которую фонд сочтет необходимым для своей деятельности по вопросам, предусмотренным Соглашением о МВФ;

4) сотрудничать с МВФ и другими государствами по вопросам валютной политики и т.д.

Став страной, подпадающей под ст.VIII Соглашения, Беларусь получила не только обязательства, но и возможности. В силу раздела 2 (b) ст.VIII Соглашения белорусское валютное законодательство может применяться для оценки контрактов белорусских лиц с нерезидентами и за пределами нашей страны. В частности, валютные контракты, затрагивающие валюту государства -- члена МВФ и заключенные в нарушение валютного законодательства этого государства (если законодательство этого государства соответствует Соглашению о МВФ), не подлежат правовой защите на территории любого из государств-членов. Поэтому, если белорусские юридические и физические лица при заключении валютных контрактов с нерезидентом нарушат наше валютное законодательство, то подобные сделки будут признаны как противозаконные не только в Беларуси, но и в других странах МВФ (например, при рассмотрении споров международным коммерческим арбитражем или иностранным судом). Естественно, это способствует более строгому соблюдению белорусского валютного законодательства как в самой Беларуси, так и за ее пределами. Но вновь же при условии, что отечественное законодательство будет соответствовать Соглашению о МВФ.

В связи с этим формально после принятия на себя таких обязательств белорусский рубль становится конвертируемой валютой в том понимании, которое предусматривается Соглашением о МВФ. В соответствии с ним конвертируемой является валюта, которую резиденты и нерезиденты могут свободно использовать для осуществления платежей и иных сделок по текущим валютным операциям. Поэтому мы и говорим о том, что белорусский рубль становится конвертируемой валютой по текущим валютным операциям. Соглашение о МВФ допускает возможность установления государствами разного рода ограничений по валютным операциям, связанным с движением капитала. И в белорусском законодательстве подобных ограничений немало, поэтому конвертируемости по валютным операциям, связанным с движением капитала, наша национальная валюта еще не достигла. Правда, провозгласить в рамках мировой валютной системы свободу движения капиталов и потребовать ее соблюдения от государств не готов еще и сам МВФ.

Страны в рамках участия в МВФ принимают на себя обязательства по обеспечению конвертируемости своих валют по текущим валютным операциям, так как это способствует росту мировой торговли. Беларусь является членом МВФ еще с 1992 г. Однако на протяжении более чем 9 лет членства она не принимала на себя обязательств в соответствии со ст. VIII Соглашения (такое "неполное" членство допускается). Статус Беларуси характеризовался ст. ХIV Соглашения "Переходные положения". Это означало, что страна могла сохранять действующие или вводить, в зависимости от меняющихся обстоятельств, ограничения на текущие операции. Наконец для Беларуси этот барьер пал. Хотя стоит отметить, что мы стали одной из последних стран бывшего СССР, которые провозгласили свои валюты конвертируемыми в рамках МВФ. До сих пор не решаются принять обязательства по ст. VIII Соглашения о МВФ лишь Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а среди стран Восточной Европы -- Югославия, Албания, Босния и Герцеговина, Македония.

В то же время стоит обратить внимание, что белорусский рубль в результате этого не стал СКВ, как, например, доллар США или евро. Отмена ограничений на использование белорусских рублей по текущим валютным операциям, учитывая в особенности длительное существование в стране несвободной системы валютного регулирования, не является мгновенным. В связи с этим ряд ограничений на использование рублей в отношениях с нерезидентами по-прежнему сохраняется. И самым значительным из них является то, что в силу п.3.1 Положения N 768 расчеты в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами производятся, если это предусмотрено межправительственными соглашениями или соглашениями между Центральными банками сторон, осуществляющих расчеты, а также в иных случаях, установленных законодательством Беларуси. Видимо, это ограничение не вписывается в рамки участия страны в ст. VIII Соглашения о МВФ, обеспечения конвертируемости своей валюты.

Очевидно, что важным для конвертируемости белорусского рубля является не только свобода его использования в отношениях с нерезидентами, но также и внутренняя конвертируемость (внутри страны). В связи с этим стоит отметить совершенно новую тенденцию отечественного валютного законодательства последнего времени. Она проявляется в том, что даже в случаях, когда разрешается использование иностранной валюты, по требованию одной из сторон должны приниматься в оплату и белорусские рубли. Например, письмом НБ от 2002-03-12 г. N 48-14/3657 разрешено проведение расчетов в иностранной валюте между субъектами хозяйствования Республики Беларусь по договорам финансовой аренды (лизинга) автомобильной техники отечественного производства. С одной стороны, это расширяет использование иностранной валюты внутри страны. С другой -- в этом письме прямо указано, что разрешение не является основанием для отказа в приеме белорусских рублей в таких операциях. Безусловно, что это укрепляет конвертируемость белорусского рубля внутри страны.

Однако и здесь многие ограничения остаются. Например, в силу п.3 Правил проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями финансирования под уступку денежного требования (факторинга), утв. постановлением правления НБ от 2001-08-30 г. N 229, финансирование под уступку денежного требования между фактором и кредитором-резидентом осуществляется в валюте расчетов между кредитором-резидентом и должником-резидентом. Поэтому если валютой расчетов является иностранная валюта, то использование белорусских рублей в данном случае невозможно. Очевидно, что перспективы дальнейшего развития законодательства в этой сфере -- отмена такого рода ограничений.

Тем не менее принятое 20 мая постановление правления НБ подтверждает, что присоединение Беларуси к статье VIII Соглашения о МВФ не является формальным: ограничений на использование белорусских рублей в текущих операциях становится все меньше и меньше. Но самое главное в том, что само по себе принятие страной таких обязательств свидетельствует о свободе валютного регулирования. А это является важным знаком инвестиционной привлекательности государства и может способствовать расширению внешнего финансирования белорусской экономики.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by