$

2.1205 руб.

2.3518 руб.

Р (100)

3.4489 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Проблемы и решения

Трудное возвращение из "вольницы"

02.04.2002
Вы взяли в аренду имущество государственного предприятия, заключив с последним соответствующий договор. Но вот срок его действия истекает, и перед вами выбор: ваше арендное предприятие преобразуется в акционерное общество, или выкупает имущество, или возвращает его арендодателю (ст.32 Закона "Об аренде"). Больше всего проблем  возникает в связи с возвратом госимущества и созданием на базе бывших  арендных предприятий государственных (республиканских или  коммунальных) унитарных предприятий.

ДЕЛО В ТОМ, что очень уж несовершенен порядок этого возвращения временных собственников чужого имущества под государственное "крыло". Перечислим только основные моменты, которых страшится любой несостоявшийся арендатор: необходимость принятия большого количества управленческих решений и согласований на различных уровнях, затраты времени на уточнение состава и стоимости возвращаемого арендованного имущества, согласование в коридорах власти учредительных документов на создание "нового" предприятия, экспертизу неденежного вклада, вносимого в уставный фонд УП, регистрацию юридического лица, открытие счета в банке, постановку на учет в налоговой инспекции, изготовление печати и штампа.

Трудный бег по полосе с препятствиями приводит к тому, что финансовая и хозяйственная деятельность имущественного комплекса (определение предприятия как имущественного комплекса дано в ст.132 ГК) на определенное время парализуется. Неопределенным при этом оказывается и статус работников арендного предприятия, так как с ликвидацией юридического лица они подлежат увольнению, а затем новому трудоустройству на государственное предприятие, созданное на базе арендованного имущества. Возвращение из "вольницы" порой затягивается на годы.

Так, у арендного предприятия "Оршанский льнокомбинат" договор аренды истек в 1996г. До настоящего времени организационно-правовой статус не изменен. Минстройархитектуры предпринимает попытки создания УП путем реорганизации арендного предприятия "Гродненский завод сборного железобетона N 10" с 1997г. "Автобусный парк N 2" (г.Барановичи) делает то же самое с 2000г.: не удается зарегистрировать устав УП в Брестском облисполкоме. Договор срока аренды "Гостиница "Академическая" (г.Минск) истек в конце 2001г. Арендодатель, в лице Национальной академии наук, в ноябре 2001г. издал соответствующий приказ и начал процедуру по возврату имущества и созданию на его базе республиканского унитарного предприятия. Однако существующая методика проведения реорганизации арендодателя не устраивает, так как она влечет временное прекращение хозяйственной деятельности гостиницы.

ПОДОБНЫЕ факты далеко не единичны и оценивать их можно по-разному. Легче всего проволочку списать на руководителей арендных предприятий, затягивающих под любыми предлогами возврат государственного имущества, или на отраслевые министерства (концерны), выступающие в качестве арендодателей, не принимающих должных мер, чтобы ускорить этот процесс. Некоторые специалисты вообще считают, что переданные в аренду государственные предприятия как единые имущественные комплексы должны преобразовываться только в акционерные общества либо выкупаться арендаторами в силу того, что аренда -- это одна из форм реформирования государственной собственности.

Не сбрасывая со счетов весомость приведенных доводов, мы тем не менее считаем, что прежде всего необходимо усовершенствовать нормативные правовые акты, устранить нестыковку их между собой.

Каковы они сегодня? Порядок возврата арендованного государственного имущества как единого имущественного комплекса регламентирован Методическими указаниями по порядку изменения и прекращения договоров аренды государственных предприятий, утвержденными приказом Мингосимущества от 14.08.96г. N 205 (зарег. в Реестре госрегистрации 28.08.96г., N 1571/12).

Пункт 2.4 этих указаний требует, чтобы за три месяца до окончания договора аренды между арендатором и арендодателем было подписано соглашение о прекращении договора аренды. Арендодатель на основании этого издает приказ о создании специальной инвентаризационной комиссии для проверки перечня имущества, переданного в аренду с учетом всех дополнений и изменений к договору аренды на дату его окончания, инвентаризации государственного имущества и определения его стоимости с учетом ежегодно проводимых переоценок и обязательств арендатора по его восстановлению. В состав комиссии включаются и представители арендатора. Результаты проведенной комиссией работы по оценке должны быть оформлены актами и ведомостями, как это предусмотрено Положением по оценке стоимости объектов государственной собственности, утвержденным Мингосимуществом 16.04.96г., Минэкономики 14.05.96г., Минстатом 13.05.96г. (зарег. в НРПА 2001-06-20г., N 8/6291). Итогом работы специальной комиссии является подписание акта приема-передачи имущества арендатором и арендодателем (либо лицом, уполномоченным от его имени).

В соответствии с частью третьей ст.1141 ГК арендные предприятия не позднее месяца по истечении договоров аренды, заключенных до дня официального опубликования Кодекса, должны быть преобразованы в иные, предусмотренные Кодексом виды юридических лиц либо ликвидированы. Если при передаче (в соответствии со ст.32 Закона "Об аренде") всего арендованного имущества (движимого и недвижимого) арендодателю у арендного предприятия не остается имущества, достаточного для образования уставного фонда в размере, требуемом законодательством для той или иной организационно-правовой формы юридического лица, и (или) деятельность в иной форме не предполагается, то руководитель арендного предприятия должен принять решение о ликвидации. Ликвидация должна произойти в соответствии с нормами Гражданского кодекса и Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента от 16.03.99г. N 11 (в редакции Декрета Президента от 2000-11-16г. N 22).

У арендодателя (отраслевого министерства, концерна), вернувшего свое имущество, нет другого выбора кроме создания на этой базе унитарного предприятия (постановление Совета Министров от 7.12.93г. N 824). На это может уйти до 180 дней. Столь длительный срок обусловлен отчасти низким качеством представляемых в различные инстанции документов, а также тем, что процедура возврата имущества, согласование учредительных документов, регистрация юридического лица в рамках одного имущественного комплекса предполагает возможность длительного рассмотрения этих материалов.

Нам представляется целесообразным другое решение сложной проблемы. Схема его такова. За три месяца до окончания срока действия договора аренды стороны подписывают соглашение о возврате арендодателю только части арендованного имущества эквивалентного примерно 1000 евро. Имущество должно передаваться по разделительному балансу на том основании, что его возврат и регистрация УП происходит в рамках одного имущественного комплекса. В последующем, при регистрации унитарного предприятия, это облегчит задачу формирования баланса юридического лица. Соответствующие изменения в составе и стоимости арендованного государственного имущества отражаются и в договоре аренды.

Арендодатель в соответствии с представленными ему от лица собственника полномочиями в свою очередь издает приказ о создании на базе возвращенного имущества унитарного предприятия, назначении руководителя этого предприятия и дает соответствующие поручения зарегистрировать УП до окончания срока действия договора аренды.

Оставшееся на балансе арендного предприятия имущество по окончании срока действия договора аренды по результатам работы специальной комиссии арендатора и арендодателя передается по акту приема-передачи (разделительному балансу) на баланс унитарного предприятия. Изменения в составе имущества унитарного предприятия отражаются в его балансе.

В случае, если до окончания срока действия договора аренды УП не зарегистрировано или если по его окончании арендатору запрещено присваивать доход от аренды государственного имущества, а равно и его частей, то между сторонами должно быть подписано соглашение об особых условиях управления государственным имуществом, находящимся на балансе арендного предприятия. Такое право регламентировано ст.896 ГК. Арендодатель может доверить арендатору также уплату налогов и других платежей за счет полученной прибыли. Остаток чистой прибыли, полученной от использования государственного имущества, может, например, быть перечислен на расчетный счет вновь созданного государственного унитарного предприятия. С учетом специфики производства арендодатель может предусмотреть и иные условия совместного использования арендованного имущества. К числу таких может быть отнесено оформление перевода людей на работу в унитарное предприятие.

ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ относительно простой и доступный вариант возврата арендованного государственного предприятия арендодателю и создания УП не исключает иных подходов. Так, по окончании договора аренды арендодатель может своим решением передать возвращенное арендованное государственное имущество в хозяйственное ведение (оперативное управление) иной организации государственной формы собственности как имущество образуемого структурного подразделения без образования юридического лица (производственный участок, цех). В последующем такое структурное подразделение может быть выделено в обособленное юридическое лицо.

И еще об одной проблеме. По нашему мнению, в законодательных актах должен быть более четко определен статус арендодателя государственного имущества, его обязанности, если в качестве такового выступает отраслевое министерство (концерн).

Во-первых, министерство не может забрать на свой баланс (в оперативное управление) арендованное государственное имущество в силу того, что министерство -- это учреждение, а не коммерческая организация.

Во-вторых, как отмечалось ранее, арендованное государственное предприятие как единый имущественный комплекс -- это совокупность движимого и недвижимого имущества. Переместить его куда-то физически не представляется возможным.

В-третьих, если имущество возвращено арендодателю по акту приема-передачи, то каждый месяц на него надо кому-то начислять износ, уплачивать налоги на недвижимость и землю и пр.

В-четвертых, арендодатель от своего имени не может принять управленческое решение по найму юридического лица для решения вопросов, связанных с возвратом арендованного государственного предприятия, его охраны, так как эти работы необходимо оплачивать за счет средств отраслевого министерства (концерна). В настоящее время бюджетом подобные расходы не планируются, хотя арендная плата от аренды государственных предприятий поступает в бюджет.

Представляется вполне возможным передавать государственное имущество (по окончании договора аренды) в доверительное управление юридическому лицу негосударственной формы собственности либо индивидуальному предпринимателю (ст.895 ГК) на выгодных для государства условиях.

Может быть привлекательным и вариант создания общества с ограниченной ответственностью на базе арендованного государственного имущества и имущества физических и юридических лиц. В качестве таковых могут выступать как государство, так и работники арендного предприятия, наработавшие, например, за период аренды долю в имуществе. Создание ООО на таких условиях позволяет урегулировать и проблемы "неотделимых улучшений" (часть технологического оборудования, приобретенного на средства арендатора и являющегося его собственностью). Раздел имущества по окончании договора аренды в такой ситуации неминуемо ведет к необходимости изыскания государством средств для компенсации арендатору стоимости этих улучшений.

Автор публикации: Александр ВОЙТОВИЧ, экономист Владимир ХЛАБОРДОВ, юрист


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы