Три страха экономики Европы: обзор Еврокомиссии
Экономика ЕС адаптируется к шокам, вызванным пандемией, энергетическим кризисом и геополитическими проблемами. С конца 2022 года наблюдается скромный рост ВВП и рецессия, казавшаяся неизбежной, отступает. При этом сохраняются три ключевых риска, осложняющих развитие европейской экономики
Согласно «осторожному» весеннему обзору Еврокомиссии, в экономике ЕС «предполагается робкий рост и во втором квартале» (после сильного замедления экономики в 2022 году, в первом квартале 2023 г. рост ВВП составил 0,3% в ЕС и 0,1% – в еврозоне). Исходя из этого пересмотрен прогноз роста ВВП ЕС на 2023-2024 годы – с 0,8% до 1% в 2023 году и с 1,6% до 1,7% в 2024 году.
Росту, хоть и слабому, способствовало ужесточение политики диверсификации источников энергии и увеличение инвестиций в инфраструктуру газоснабжения. Общий объем импорта газа из России сократился вдвое в 2022 году (на 80 млрд кубометров) по сравнению с 2021 годом, и более чем вдвое ЕС нарастил импорт СПГ из США (до 50 млрд кубометров). Кроме того, в ЕС установили рекордное количество ветровых и солнечных мощностей (на более 56 ГВт в 2022 г.). Адаптируется и частный сектор к сокращению потребления газа под влиянием высоких цен. Так, население и предприятия уменьшили потребление газа на 18%, или 53 млрд куб. м.
Непредсказуемость цен на энергоносители – серьезный риск для европейской экономики. В ЕС опасаются столкнуться с новыми разрывами цепочек поставок и скачками цен на сырьевом рынке. Природный газ остается движущей силой в ценообразовании на электроэнергию в ЕС, выступает предельным источником производства и будет играть важную роль в энергетическом балансе еще долгие десятилетия.
Рынок труда в ЕС сжимается – безработица там рекордно низкая (6,2%). В докладе отмечается дефицит рабочих мест, который будет нарастать. Ожидается, что в 2024 году реальная заработная плата должна восстановить часть утерянных позиций, но будет отставать от динамики инфляции, а показатели прибыли в целом останутся на прежнем уровне. Отмечается всплеск на рынке услуг, далеко обогнавшем производственный сектор, и прогнозируется развитие рынка туризма.
Еще один ключевой риск для экономики ЕС – инфляция и ожидание ее роста (сейчас базовая инфляция на уровне 7,6%), повышения процентной ставки и еще более активных действий властей по сдерживанию инфляционного давления. Причинами роста инфляции называются совокупное воздействие неудовлетворенного спроса, глобальных перебоев с поставками и связанных с войной на Украине энергетические и продовольственные шоки, а также ценовое давление.
Покупательная способность потребителей продолжает снижаться из-за инфляции. Частный рост потребления в ЕС в 2023 году прогнозируется на уровне 0,5%. Продовольственная инфляция на базовые продукты питания растет угрожающими темпами (по данным Eurostat на апрель 2023 года, на 55%, по сравнению с апрелем 2022 г.). В докладе делается отсылка на то, что дополнительные сбережения, накопленные во время пандемии, смягчают затраты на личное потребление.
В обзоре отмечается продолжающееся ухудшение состояния рынка торговли и неопределенность на банковском рынке. Причины – рост импортных цен на энергоносители в 2021 и 2022 годах, ужесточение денежно-кредитных условий (стоимость заимствований растет, а кредитные потоки уменьшаются). Усугубили ситуацию крах банка Силиконовой долины и двух других банков США и проблемы с Credit Suisse, а также рыночные ожидания ужесточения условий кредитования. Это все привело к давлению на домохозяйства и частный бизнес. Число банкротств значительно увеличилось к концу 2022 года, и в 2023-2024 годах ожидается еще больший рост из-за отложенной неплатежеспособности. В банках также ожидают дальнейшего снижения клиентской кредитоспособности. В целом, в ЕК ожидают снижение инвестиций с 4% в 2022 году до 0,9% в 2023 году.
В ЕК отмечают, что в значительной степени экономические перспективы ЕС по-прежнему зависят от событий у восточных соседей. В обзоре говорится, что признаков ослабления боевых действий и мирного разрешения конфликта между Украиной и Россией нет. Геополитическая напряженность сохранится на исключительно высоком уровне, а санкции против России останутся в силе.