Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТОП-10 налоговых правонарушений

Фото: neg.by

Министерство по налогам и сборам и Комитет госконтроля регулярно фиксируют нарушения фискального законодательства. Свое мнение о таких инцидентах имеют и эксперты из бизнес-сообщества. «ЭГ» составила рейтинг типичных налоговых правонарушений. Предлагаем ознакомиться с ним, чтобы не допустить таких «проколов» в своей работе.

«Хит сезона» – 2022

Камеральный контроль, позволяющий налоговым органам дистанционно выявлять правонарушения бизнеса, в стране развит широко. Это позволяет налоговым инспекциям в автоматическом режиме выявлять субъекты хозяйствования, пытающиеся минимизировать отчисления в бюджет. Кстати, такого рода кейсы проверяющие органы публикуют, и, казалось бы, ошибки других повторять не стоит.

Тем не менее, по наблюдениям юристов, в 2022 г. мы имеем место № 1 нашего рейтинга: множество фактов, когда юрлица пытались минимизировать отчисления в бюджет и поэтому оформляли своих работников в качестве индивидуальных предпринимателей.

Это просто хит сезона, заявила руководитель отдела налоговой и трудовой практики ООО «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги» Елена Сапего, выступая на конференции по безопасности бизнеса «Trouble-shooting-2022».

Для минимизации налогов юрлица порой неосмотрительно подставляют себя, выстраивая взаимоотношения с индивидуальными предпринимателями.

Например, компания ежемесячно платит 48 «ипэшникам» ровно по 2,5 тыс. руб., а их отчетность регулярно готовит и сдает в ИМНС бухгалтер организации. Убедить после этого налоговые органы, что в данном случае индивидуальные предприниматели не являются фактически штатными сотрудниками компании, практически невозможно.

«Субъектам хозяйствования нужно четко понимать, что хорошо и что плохо, и не допускать формальной подмены трудовых отношений гражданско-правовыми»,– подчеркнула учредитель и коммерческий директор бухгалтерской компании «БизнесСтарт» Ольга Иваненко, обращаясь к предпринимателям во время конференции.

ivanenko.JPG Ольга Иваненко
учредитель и коммерческий директор бухгалтерской компании «БизнесСтарт»

Ведь в случаях, когда подмена таких отношений выявляется, юрлицам не только требуется доплатить (часто за несколько лет, т.к. инспекция МНС проверяет компании за 5 полных лет от начала проверки) суммы подоходного налога, но и уплатить взносы в Фонд социальной зашиты населения.

Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют юрлицам максимально осторожно относиться к сотрудничеству с ИП, деятельность которых фактически схожа с функциями штатных сотрудников.

«Юрлицам необходимо тщательно пересмотреть взаимоотношения с индивидуальными предпринимателями и отказаться от такого сотрудничества в случаях, когда есть риски признания гражданско-правовых отношений трудовыми», – отметила в комментарии «ЭГ» Елена Сапего.

sapego.jpg Елена Сапего
руководитель отдела налоговой и трудовой практики ООО «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги»

Наряду с описанной ситуацией можно выделить и другие распространенные налоговые нарушения. Место № 2: по-прежнему «популярностью» пользуется дробление бизнеса, когда для снижения налоговой нагрузки собственники бизнеса создают несколько юрлиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Признаки «дробления» – единый управленческий аппарат, который занимается бизнесом, одна бухгалтерия, контакты с контрагентами с общего IP-адреса, констатирует О. Иваненко.

Многие нарушения субъектов хозяйствования можно отследить не по документам, полагает она, а по движению денег. Подтверждение этого вывода – еще одно распространенное нарушение, занявшее 3‑ю строчку рейтинга.

Некоторые предприниматели оплачивают со счета компании товарно-материальные ценности для личного пользования. Хотя так делать категорически нельзя. Любые покупки, не связанные с хозяйственной деятельностью, учредители могут делать только после уплаты налогов и получения дивидендов.

По словам О. Иваненко, учредители иногда допускают явные нарушения – с корпоративной карты покупают душевые кабины, пальто. Потом бухгалтеру приходится доказывать, что норковое манто имеет отношение к хозяйственной деятельности предприятия. А это практически невозможно.

Место № 4 – еще одна история, которая может плохо закончиться для белорусских предпринимателей, – управление иностранной компанией с территории Беларуси. Если проверяющие органы это установят, наказание может быть суровым. Придется перечислить налог на прибыть от деятельности такой компании и штраф в белорусский бюджет на сумму неуплаченного иностранной компанией налога.

Место № 5 – случаи, когда субъекты хозяйствования злоупотребляют налоговыми льготами для предприятий в «сельской местности».

Напомним, Декрет от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» позволяет новым производственным предприятиям на названных территориях не платить налог на прибыль в течение первых 7 лет своей деятельности. Отдельные предприниматели, чтобы постоянно пользоваться льготами, спустя несколько лет ликвидируют старое и создают новое юрлицо. Когда такое выявляет налоговый орган, штрафные санкции неизбежны.

Позиция № 6 – еще одно грубое нарушение, зафиксированное проверяющими из налоговых органов, – сокрытие (занижение) выручки. Свежий кейс: КГК в декабре обнародовал дело о 40 ресторанах, владельцы которых как раз и занимались тем, что не показывали весь полученный доход.

Часть нарушений (место № 7), регулярно выявляемых контролерами, касается несоблюдения законодательства в сфере трансфертного ценообразования. Например, в 2022 г. в Слуцком районе был выявлен факт занижения цен при экспорте товаров литовской компании, которая была признана взаимозависимым лицом белорусского экспортера. Последнему пришлось доплатить налог на прибыль после анализа внешнеторговой сделки.

В топ-10 наиболее распространенных налоговых нарушений, которые выделяют и юристы, и проверяющие органы, по-прежнему попадают (место № 8) выплаты зарплаты в конвертах. В случае выявления такого нарушения компания получает извещение о необходимости доплатить подоходный налог (13%), а затем – уведомление о доплате обязательных страховых взносов в ФСЗН (более 30% от зарплаты) плюс пени и административный штраф. Перечисленные санкции (особенно насчитанные за несколько лет) для юрлица могут оказаться весьма болезненными.

Распространенной историей (место № 9) эксперты называют случаи, когда налоговые органы корректируют налогооблагаемую базу по налогу на прибыль из-за нереальных (фиктивных) затрат.

Для иллюстрации: МНС опубликовало кейс о том, как предприниматель в составе затрат учел расходы по очистке кровли от снега. А налоговая пришла к выводу, что в обозначенный предпринимателем период наблюдалась плюсовая температура, снежный покров был небольшим и поэтому услуга по очистке кровли от снега не оказывалась.  

Нестандартные операции

В топ-10 наиболее распространенных налоговых нарушений (поместим их на 10-ю строку рейтинга) эксперты отдельным блоком выделяют так называемые нестандартные операции. Это могут быть совершенно разные и, на первый взгляд, абсолютно законные сделки.

Однако если проверяющие органы придут к выводу, что целью хозяйственной операции является неуплата налогов, то на основании п. 4 ст. 33 НК контролеры имеют право скорректировать налогооблагаемую базу и попросить предпринимателя доплатить налоги.

Если субъект хозяйствования предоставляет существенные скидки, он может получить претензии налогового органа о занижении выручки. Если компания выплачивает «нестандартные» бонусы, к ней могут быть вопросы в связи с тем, что она своими действиями занижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, поделилась с «ЭГ» правоприменительной практикой Е. Сапего.

Дуть на воду, или еще раз об осторожности

Поэтому, полагает эксперт, юрлицам следует крайне осторожно относиться к любым нерыночным сделкам. Их необходимо сопоставлять, анализировать, насколько они соотносятся с поведением самого юрлица и других участников рынка.

Разработка противорисковых мероприятий для обеспечения налоговой безопасности сделок – направление, которым бизнес обязательно должен заниматься, убеждена О. Иваненко.

В частности, считает она, у субъектов хозяйствования должно быть четкое обоснование того, что сделка заключается по финансовым (для последующего увеличения прибыли) или по экономическим (для расширения доли на рынке) причинам.

Если хозяйственная операция преследовала исключительно цель налоговой оптимизации, данный факт обязательно заинтересует контролеров. И их выводы в таких случаях практически всегда сводятся к тому, что субъекты хозяйствования должны доплатить налоги. Здесь возможны два варианта событий. Первый – субъект хозяйствования соглашается и добровольно вносит платежи в бюджет. Второй – начинает возражать и писать жалобы на выводы проверяющих органов.

Если бизнесмен не сможет доказать свою правоту, ему не только придется доплатить налоги, но и уплатить штраф и пени, говорит Е. Сапего. Поэтому в ряде случаев, считает эксперт, компаниям выгоднее согласиться с выводами проверяющих органов, чем начинать их оспаривать.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by