Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
07.06.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Так не бывает

Методы регулирования аудиторской деятельности в нашей стране стали предметом пристального внимания российских аудиторов...
Методы регулирования аудиторской деятельности в нашей стране стали предметом пристального внимания российских аудиторов. Особый интерес вызывают правовые принципы, на которых строятся отношения государства и бизнеса в наших странах. Ведь построение Союзного государства и унификация законодательства России и Беларуси зависят от того, будут ли эти принципы едины. Свое мнение о государственном регулировании аудита высказывает Валерий ПАЛИЙ, председатель Совета национальной федерации консультантов и аудиторов РФ.

Несмотря на то что в белорусском Законе "Об аудиторской деятельности" в отличие от российского в определении "аудиторской деятельности" отсутствует термин "предпринимательская деятельность", из этого вовсе не следует, что в Беларуси аудит не считается предпринимательством, поскольку уже в ст.6 вашего Закона сказано, что "аудиторам, занимающимся аудиторской деятельностью, запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной деятельности".

Отмечу, что в соответствии со ст.34 Конституции РФ "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности", а ст.2 Гражданского кодекса РФ гласит, что "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Иными словами, аудит и сопутствующие ему услуги как в белорусском, так и российском законодательстве являются предпринимательской деятельностью, что означает, что все отношения, возникающие между аудиторскими организациями и их клиентами, регулируются гражданским законодательством.

Принципами гражданского права, в частности, являются: принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права; принцип свободы договора.

Принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права означает, что ни один субъект не обладает какими-либо преимуществами перед другими.

Принцип свободы договора означает, что свобода воли или усмотрения как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и его условий предусмотрена для всех субъектов гражданского права.

Таким образом, регулирование нормы прибыли или какие-либо иные формы и методы государственного регулирования цен противоречат вышеуказанным принципам гражданского права.

В ст.8 Закона РБ "Об аудиторской деятельности" говорится: "Аудиторская деятельность осуществляется на основании настоящего Закона и других законодательных актов Республики Беларусь, а также в соответствии с международными и республиканскими стандартами аудиторской деятельности. Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности руководствуются настоящим Законом, другими актами законодательства, стандартами аудиторской деятельности, нормативными документами по бухгалтерскому учету и контролю. Никакие государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудитора и аудиторской организации: Независимость аудиторов и аудиторских организаций обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь...".

Понятно, что раньше, в период господства государственной собственности, финансовый контроль был направлен на защиту имущественных интересов государства. В январе 1987г. были изданы известные постановления Совета Министров СССР от 13.01.87г. N 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран -- членов СЭВ" и N 49 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран", разрешающие создание предприятий с участием иностранного капитала. Разработчики этих постановлений предвидели, что при массовом учредительстве СП ревизионные службы государства не сможет обеспечить эффективный контроль, поэтому в документах было оговорено, что его будут осуществлять аудиторы. Фактически это означало делегирование полномочий Минфина создаваемой при нем хозрасчетной организации, чья деятельность направлялась на защиту финансовых интересов государства.

Логика чиновников, направленная на возможность регулирования ценообразования в аудите показывает, что они продолжают считать, что государство продолжает иметь какие-то особые полномочия или правовой статус в гражданском обороте. Однако, учитывая вышеупомянутые принципы гражданского права, государство вправе участвовать в гражданском обороте на основе равенства всех участников гражданского оборота.

Таким образом, государство не вправе вмешиваться в деятельность частных аудиторских организаций, в том числе регулируя цены путем установления нормы прибыли, предельных цен и т.п. Оно может устанавливать лишь общие условия и правила аудиторской деятельности, и, выдавая лицензию, признать, что организация, получившая ее, удовлетворяет всем требованиям закона. Дальнейшее прямое вмешательство излишнее.

Если государство все же попытается контроль над ценами на рынке аудиторских услуг установить, то оно должно решить вопрос о том, относится ли регулирование аудиторской деятельности к частному либо публичному праву и является ли аудиторская деятельность частной предпринимательской деятельностью. Иными словами, для легитимности такого вмешательства государство должно вывести аудиторскую деятельность из сферы регулирования гражданского права, т.е. фактически квалифицировать аудит не как частную предпринимательскую деятельность, а как деятельность, удовлетворяющую какой-либо публичный (государственный) интерес. Вряд ли такая инициатива найдет поддержку у законодателей и понимание у общества.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by