Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Цены
30.01.2009 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Связь дорожает

   Кризис ударил по мобильной связи. Операторы повышают цены на услуги, пытаясь компенсировать потери. В то же время им всем необходимо сохранить прирост абонентской базы для дальнейшего развития собственных сетей.  ...

   Кризис ударил по мобильной связи. Операторы повышают цены на услуги, пытаясь компенсировать потери. В то же время им всем необходимо сохранить прирост абонентской базы для дальнейшего развития собственных сетей.

   Реально судить о степени влияния финансовых трудностей на бизнес мобильных операторов можно будет лишь по итогам первого квартала. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что серьезного ухудшения показателей не избежать, поскольку в результате девальвации зарплата граждан упала почти на четверть. Поэтому с разговорами и выбором тарифов они станут значительно осмотрительнее. А значит, у всех сотовых компаний затормозится прирост абонентской базы. Тем не менее операторы вынуждены повышать цены на связь для того, чтобы компенсировать нарастающие убытки.

   А их немало. По сути белорусские сотовые компании выступают на рынке как импортеры оборудования. И только на уже упомянутом новогоднем падении рубля они потеряли 20% за счет кредиторской задолженности. Кроме того, им пришлось потратить больше средств на приобретение валюты, расчеты в которой составляют значительную долю финансовых операций всех сотовых компаний. Валютой операторы рассчитываются не только с зарубежными поставщиками, в ней они отчисляют дивиденды и своим иностранным учредителям.

   Эксперт Андрей Монкевич, отвечая на вопросы корреспондента «ЭГ», отметил: ряд центров продаж мобильных компаний размещены на арендуемых площадях сторонних собственников, что с учетом привязки арендной платы к курсу евро еще больше увеличило издержки операторов мобильной связи.

   Отсюда и скачок цен. Компания «Велком» отменила даже 12-секундную тарификацию (теперь, по примеру «Белтелекома», старейший оператор «берет» деньги сразу за целую минуту).

   Что касается МТС, здесь с 9 февраля на 15-30 Br повысятся тарифы на исходящие и переадресованные вызовы внутри сети МТС (на ряде тарифных планов); вырастет на 15 BR тариф на исходящие SMS; увеличатся тарифы на услуги «Гипер.Net» и «Интерн@йт». В пресс-службе МТС корреспонденту «ЭГ» рассказали, что это вызвано снижением курса белорусского рубля к иностранной валюте, которой компания рассчитывается за использование частотного ресурса, аренду, оплачивает расходы на интерконнект и организацию международного роуминга. Очевидно, что цены на мобильную связь в течение года будут расти и дальше — ведь инфляция не останавливается.

   Но, по словам еще одного эксперта в области мобильной связи В.Дашкевича, сейчас не то время, когда надо «бить» абонента рублем. Необходимо действовать гибко, путем активного развития дополнительных услуг. Это и бонусные мегабайты к пакетам с интернет-трафиком, и дополнительные бесплатные минуты, и новые сервисы. Все это вместе с грамотной работой маркетологов может помочь минимизировать последствия кризиса и даже обеспечить определенный рост абонентской базы, который даст увеличение прибыли. Но этот путь пока не может обеспечить необходимую операторам выручку — ведь если смотреть по СНГ, то даже у лидера по продаже дополнительных услуг — российского МТС — доход от них не превысил 17% от всех поступлений.

   Хорошим вариантом для дополнительного заработка операторов могли бы стать услуги 3G, но, к сожалению, конкурс на распределение частот для них в Беларуси не состоится до сентября т.г. К тому же пока не известны условия участия в нем, и операторы не могут просчитать, сколько им надо вложить в 3G, чтобы окупить внедрение этой технологии.

   Единственная сотовая компания, которая в нынешней ситуации не повысила цены, — это Лайф. Ее генеральный директор Озджан Эрмиш сообщил, что оператор сохранит даже бесплатные разговоры внутри сети и не будет вводить ежемесячных абонентских взносов. Господин Эрмиш рассчитывает, что эти меры на фоне подорожания услуг других операторов помогут за год увеличить абонентскую базу Лайф до 1 млн. пользователей. «У нас нет никаких сомнений относительно достижения этого показателя, — отметил он. — Мы предоставляем хорошие социальные тарифы, поэтому средний платеж абонента у нас будет ниже, чем у остальных операторов (9,98 USD у МТС и 7,7 EUR у Велком)».

   Оператор планирует зарабатывать на входящих и исходящих внесетевых и международных вызовах. А. Монкевич отмечает, что параметры тарифа хорошо сбалансированы. По его мнению, в условиях ухудшения общей экономической ситуации, когда потребители будут вынуждены больше следить за своими расходами, такая политика вполне может обеспечить рост абонентской базы.

   Еще одна причина оптимизма Лайф связана с тем, что средства, выделенные на развитие филиала Туркселла в Беларуси (по разным оценкам — от 50 до 100 млн. USD), еще не истрачены. Ставка в будущем делается на развитие 3G, т.к. все новое оборудование оператора поддерживает эту технологию.

   Правда, пока успехи Лайф скромны — двести с лишним тысяч абонентов, большинство из которых приобрели вторую сим-карту только для того, чтобы попробовать новую связь. Но, возможно, наши зарубежные партнеры припрятали в рукаве какой-нибудь козырь, о котором мы не знаем.

Эдуард ТРОШИН

СПРАВКА «ЭГ»:  В официальном отчете Telekom Austria Group сообщается, что Velcom увеличил свою абонентскую базу в Беларуси до 3,697 млн. пользователей. Таким образом, количество абонентов услуг связи компании за год возросло на 20,9%. Рыночная доля Velcom при этом увеличилась до 44,8%. Оператор DIALLOG (СП «БелСел») опубликовал данные о том, что на 1.01.2009 г. объем его абонентской базы достиг 105 500, чистый прирост за год составил 12 700 абонентов. Примечательно, что за год было подключено 49 200 абонентов, следовательно, отток составил 36 500 человек. База МТС на начало года составила 4,32 млн. абонентов. Life:) заявляет, что к его услугам подключились 231 тыс. абонентов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by