$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

Студенты о Болонском процессе

30.09.2016

Социологический анализ системы высшего образования сквозь призму ее восприятия белорусскими студентами позволяет делать выводы о готовности университетских структур и сообществ к усвоению принципов и ценностей Болонского процесса. Мнение студентов об участии страны в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО) изучило Брестское общественное объединение «Логос».

Опрос показал, что менее 2/3 студентов имеют некоторое представление о принципах Болонского процесса и позитивно к нему относятся, включая вступление в него Беларуси. Одновременно около трети – мало информированы или совсем не знают о феномене, скептически и критически относятся к нему. Авторы исследования пришли к выводу, что в целом белорусское академическое сообщество убеждено, что участие в этом процессе может ускорить развитие системы высшего образования.

Большинство студентов (80%) в той или иной степени осведомлены о существовании Болонского процесса. Главным источником информации для них стали СМИ (50%) или учебные занятия в вузе (37,5%). Однако в исследовании отмечено, что пропаганда идеи «Болони» не была частью системной работы, а выступала как инициатива отдельных преподавателей, посчитавших важным распространение подобной информации. Кроме того, болонская проблематика была темой обсуждений в межстуденческих коммуникациях (12,9%), стала доступна студентам в рамках деятельности общественных организаций и инициатив (2,9%), во время учебы (стажировки) за границей (1,3%).

Полученная информация в большинстве случаев ограничена. Только 4,3% студентов знакомы со всеми принципами Болонской декларации. Основная часть опрошенных знакома лишь с некоторыми из них (51,7%) или не знакома вовсе (35%). Затруднились ответить 9% респондентов.

Невысокий уровень знаний о Болонском процессе отразился в ответах на вопрос, является ли Беларусь его участником. Об этом знают 57% студентов. Не знают о присоединении Беларуси к ЕПВО 19,3%, затруднились ответить 23,7%.

Масштабное «незнание» содержания и принципов Болонского процесса вызывает у многих студентов настороженное либо скептическое отношение к нему. В то время как 69% являются сторонниками вступления страны в ЕПВО, часть молодых людей застыла в нерешительности (25%) или не хочет этого (6%).

При оценке возможностей Болонского процесса 68% отметили, что участие в нем нашей страны позволит студентам и преподавателям чаще выезжать по обмену в другие страны, что повысит качество и престиж получаемого диплома, расширит культурный кругозор, улучшит уровень владения иностранными языками, поможет установить профессиональные контакты и т.п.

Второе благо, по мнению 65% студентов, – признание белорусского диплома в других европейских странах, что принципиально в условиях глобализации и расширяет возможности конкурировать на иностранных рынках труда.

По убеждению студентов, в результате Болонского процесса раздвинется пространство их свободы: можно будет выбирать учебные курсы и дисциплины (29%), расширятся возможности самообучения и самостоятельной работы (25,6%), повысится общий уровень самоуправления (15%), вырастет степень академических свобод в вузах (10%).

К числу безусловных бонусов молодые люди относят повышение уровня гражданской активности студентов (15%) и усвоения иностранных языков (15,7%).

Одновременно часть студентов полагает, что от Болонского процесса исходит только вред и не ожидается никаких выгод (1,7%). По мнению 6%, «наша система образования одна из лучших в мире и без Болонского процесса», а 1% считает, что вырастет бюрократизация учебного процесса. Но это «крайние» суждения молодых людей. Главное и наиболее частое беспокойство заключается в том, что «лучшие кадры уедут в другие страны» (21,3%). Авторы исследования отмечают, что подобная тревожность имеет «противоядие», успешно испытанное, например, в Китае, Южной Корее, Малайзии, Сингапуре и других странах: если для молодых людей создать достойные условия жизни и труда, то эмиграционные настроения существенно снизятся.

Еще 10,4% опрошенных уверены, что Болонский процесс сделает нашу страну более зависимой от Запада, который они воспринимают как враждебное Беларуси политическое пространство. Еще 9% выражают озабоченность возможностью ценностной дезорганизации белорусского общества, полагая, что белорусские студенты могут усвоить чужеродные для них западные ценности в ущерб традиционным.

Достаточно большое число студентов (16,3%) затруднилось ответить на вопрос о плюсах и минусах Болонского процесса.

Группа экспертов опросила 300 человек, обучающихся в двух брестских вузах (Брестский ГТУ и Брестский госуниверситет им. А.С. Пушкина) и представляющих все курсы обучения.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ