Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
19.07.2013 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДОНОР,©

Результаты визита Президента Беларуси в Китай вызвали неоднозначную реакцию в деловом сообществе. Одни ждут щедрых вливаний китайских кредитов, другие надеются на рост сбыта, третьи — экспансии товаров и мигрантов из Китая. Заодно есть возможность оценить роль в отечественной экономике одного из наших стратегических партнеров и его опыт развития, который у нас часто называют образцом для подражания.

замедляющийся партнер

Результаты визита Президента Беларуси в Китай вызвали неоднозначную реакцию в деловом сообществе. Одни ждут щедрых вливаний китайских кредитов, другие надеются на рост сбыта, третьи — экспансии товаров и мигрантов из Китая. Заодно есть возможность оценить роль в отечественной экономике одного из наших стратегических партнеров и его опыт развития, который у нас часто называют образцом для подражания.

По официальным сообщениям, в рамках визита Президента А.Лукашенко в Китай подписан ряд контрактов и соглашений. В частности, наша страна поставит для нужд СП «Харбин Дунцзинь Гомель предприятие сельхозмашиностроения» 1,5 тыс. машинокомплектов для сборки комбайнов на 29,7 млн. USD, 50 тракторокомплектов для СП «Дунцзинь Минск трактор» на 2,3 млн. USD, а также 300 тракторокомплектов на 15,2 млн. USD для компании «Или Юнчэн». ОАО «БелАЗ» подписало контракт на поставку в Китай 10 карьерных самосвалов на 9,2 млн. USD, а также запчастей на 13 млн. — всего на 69,4 млн. USD. В свою очередь, БелЖД закупит 18 грузовых односекционных электровозов на 117 млн. USD. Кроме того, подписаны меморандумы на выделение Китаем 50 млн. USD по использованию альтернативных источников энергии и 25 млн. — по строительству на территории СЭЗ «Могилев» фотогальванической электростанции мощностью 10 МВт. Стороны заявили о стремлении углублять сотрудничество в сфере информатизации и информационно-коммуникационных технологий, обсуждать возможности финансовой поддержки, в т.ч. льготного кредитования для реализации проектов. Также в Пекине подписано соглашение о выделении связанного китайского кредита в 80 млн. USD по проекту «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи. Вторая очередь. Участок Гомель – Жлобин».

Всего в ходе визита, как уверяет вице-премьер Анатолий Тозик, подписано около 30 двусторонних соглашений, договоров и протоколов на общую сумму в 1,5 млрд. USD, Впрочем, напомним, что почти за 3 года Беларусь смогла освоить лишь немногим более трети предложенных 15-миллиардных китайских связанных кредитов. Пока среди наших основных партнеров Китай занимает 6 место по объему товарооборота — 3%, причем в общем объеме экспорта доля КНР составляет всего 0,9% (433,6 млн. USD), а в импорте — 5,1% (2367,7 млн.). В то же время на 1.01.2013 г. в Беларуси числилось всего 49 компаний с китайскими инвестициями с общим уставным фондом менее 62,2 млн. USD, а сумма накопленных инвестиций в них составила 100,8 млн. При этом экспорт этих компаний в прошлом году составил 205,2 млн., а импорт — 640,5 млн.

Теперь же, как заявил председатель КНР Си Цзиньпин, «наступил новый этап стремительного развития двусторонних отношений». Кардинально изменить ситуацию должно создание под Минском Китайско-белорусского индустриального парка. Его проектом предусматривается создание на 80 км2 высокотехнологичных и экспортно ориентированных производств в сфере машиностроения, биомедицины, бытовой техники и электроники.

Срок создания парка — 30 лет, примерная стоимость — 30 млрд. USD, а предполагаемая численность работающих — 600 тысяч человек. Как сообщил накануне визита в интервью агентству «Синьхуа» А.Лукашенко, создание парка позволит Беларуси получать дополнительно до 50 млрд. USD экспортных поступлений в год. «Это увеличит нашу финансовую стабильность. Это самый больной вопрос на сегодняшний день для нашей страны», — заявил Президент Беларуси, отметив, что индустриальный парк данную проблему ликвидирует.

Учитывая, что весь объем белорусского экспорта в прошлом году составил 51,7 млрд. USD, а ВВП — 63,2 млрд., парк должен практически удвоить поставки за рубеж. Пока же есть более насущные задачи. Так, Совмин РБ постановлениями от 15.07.2013 № 627 и № 628 наметил заключение соглашений с правительством КНР о строительстве терапевтического корпуса Минской центральной районной больницы и студенческого общежития. В планах белорусских властей нарастить выпуск китайских легковых автомобилей до 120 тысяч и повысить степень их локализации. По-видимому, предполагается, что эти машины завоюют пространство Таможенного союза, невзирая на все усилия российского автопрома, утилизационный сбор, который ЕС, ссылаясь на правила ВТО, требует отменить или распространить на местных производителей, а также риски изменения конъюнктуры рынка. Пока Москва довольно равнодушно смотрит на китайскую экспансию в Беларусь, очевидно, невысоко оценивая шансы такого плацдарма завоевания рынка Таможенного союза.

Зато, наверное, особое место в «новом этапе» займет сотрудничество Беларуси с Китаем в сфере информатизации и информационно-коммуникационных технологий. Успехи Пекина по фильтрации доступа во всемирную сеть, снискавшие ему лавры «врага Интернета № 1» по оценке «Репортеров без границ», вполне могут стать примером для белорусских властей, давно мечтающих о внедрении технологий «великого китайского файерволла».

ОБРАЗЦОМ для Минска являются и экономические достижения Китая. Правда, внимательное изучение этой темы может дать несколько иные результаты. Сегодня происходит существенное замедление темпов роста китайской экономики. После пиковых значений роста в 14,2% в 2007 г. и средних темпов роста ВВП в 2006--2011 гг. в этом году экономика, по прогнозам правительства КНР, прибавит лишь 7,5% (именно столько и зафиксировано по итогам I полугодия). Это самые низкие темпы роста с 1990 г., и такими, по ожиданию властей, они сохранятся до конца десятилетия, а быть может, окажутся еще ниже. Бурный рост прежних лет не избавил Китай от структурных проблем, связанных с падением мирового спроса на предметы его экспорта, избыточными инвестициями в ряде секторов, в т.ч. в строительство и тяжелую промышленность. Отчасти эти трудности схожи с теми, которые переживает сегодня белорусская экономика. Но, в отличие от нас, китайцы готовы смириться с замедлением роста и пытаются избавиться от экспортной зависимости, сделав ставку на развитие внутреннего спроса. Это кажется более реальным, чем аналогичные попытки у нас, учитывая почти 140-кратную разницу в числе потребителей. Для стимулирования внутреннего потребления правительство КНР повысило размер минимальной зарплаты и смягчило контроль за процентными ставками, чтобы увеличить доходность сбережений домохозяйств. Налоговые льготы и другие меры господдержки теперь предоставляются производителям автомобилей и продуктов питания. Тем не менее эти меры дают лишь ограниченный эффект: потребительские расходы в июне выросли лишь на 13,3% против 12,9% в мае, а располагаемый доход городского населения КНР в I полугодии т.г. вырос всего на 6,5% против 9,7% за январь–июнь 2012 г. Расходы китайцев за рубежом также растут: в период с 2007 по 2012 гг. число туристов, выезжающих за пределы страны, удвоилось и достигло 83 млн. человек. К сожалению, Беларусь их не слишком привлекает: если в 2005 г., по данным статистики, республику посетило 375 организованных туристов из КНР, в 2010-м — 603, то в 2012-м — лишь 314. При этом официально в Беларусь в 2005--2011 гг. мигрировало всего 1268 китайцев — цифра более чем скромная по сравнению с перспективами создания «чайна-таунов» в Минске и его окрестностях.

Если у нас следование заданным курсом считается незыблемой догмой, то новый китайский премьер Ли Кэцань уверен в необходимости структурных реформ, которые должны стать источником новой волны роста. На майском заседании Госсовета он предложил множество инициатив: от либерализации процентных ставок до повышения цен на коммунальные услуги. Ожидается, что на 3-м пленуме ЦК компартии КНР будут уточнены эти предложения, которые аналитики заранее окрестили «ликономикой».

ГЛАВНОЙ же проблемой для Китая, по мнению экономистов, является финансовая сфера. Ситуация здесь тоже довольно поучительна для белорусских властей, стремящихся расширить доступ к кредитованию в надежде таким путем добиться роста экономики. В КНР такая политика принесла весьма неожиданные плоды. Сегодня рынок недвижимости в Китае достаточно сильно закредитован, и значит, имеет высокие риски. Поэтому застройщики, особенно небольшие, предпочитают брать кредиты не в банках, а у трастовых фондов и нелегальных кредиторов под низкие процентные ставки на срок от 6 месяцев до 2 лет. Теперь китайские власти все-таки сознались, что кредитная нагрузка на девелоперов вышла из-под контроля. Объем ликвидности резко снизился, ставки однодневного и недельного репо на рынке межбанковского кредитования (Shibor) выросли до самого высокого уровня за последние 5 лет, достигнув 20 июня исторического рекорда в 13,44%. При этом теневое финансирование недвижимости надувает пузыри и в других секторах, которые зависят от рынка жилья. По данным CreditSights, реальная практика теневого кредитования отразилась на властях крупных и средних городов, значительно возросла доля проблемной задолженности, особенно среди мелких строительных компаний. Правда, Китай (в отличие от Беларуси) нельзя назвать живущим не по средствам. Страна тратит меньше, чем зарабатывает, внутренний спрос отстает от предложения, а инфляция остается на низком уровне. Так что Китаю не нужно провозглашать «годы бережливости», а достаточно переориентировать свои расходы.

Многое теперь будет зависеть от действия или бездействия властей. Но у Народного банка Китая (как и у его белорусских коллег) мало опыта реструктурирования сложных рынков. Увеличением денежной массы и подпиткой кредитной экспансии здесь обойтись не удастся. Между тем в Китае кредитная масса растет гораздо быстрее, чем ВВП. Разрыв составляет около 14% от ВВП, тогда как считается, что уровень в 10% служит показателем надвигающегося кризиса. Выход видится в ограничении кредитования рынка недвижимости. Скорее всего, кредиты на потребительские и инвестиционные цели китайские власти ограничивать не станут. В рамки такой политики весьма органично вписывается кредитование других стран с целью завоевания их рынков. Так что у Беларуси хорошие перспективы на получение китайских кредитов — что, впрочем, не избавит нас от необходимости их своевременно отдавать. Но об этом можно подумать когда-нибудь потом.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений