Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
18.03.2003 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Страна нуждается в бюджете развития

Есть прописные экономические истины, которые нельзя без негативных последствий для будущего игнорировать длительное время. Одной из них является утверждение, что определяющим источником роста ВВП и, соответственно, уровня жизни населения являются прибыль, рентабельность и инвестиции...

Есть прописные экономические истины, которые нельзя без негативных последствий для будущего игнорировать длительное время. Одной из них является утверждение, что определяющим источником роста ВВП и, соответственно, уровня жизни населения являются прибыль, рентабельность и инвестиции. Для приближения Беларуси к уровню развитых европейских стран, что является естественной целью нашего общества, следовало бы обеспечить среднегодовой прирост ВВП не менее чем на 8%, а значит, повысить рентабельность экономики с нынешних 8--9% до 25--30%, размер производственных инвестиций с 7--10% хотя бы до 20% к ВВП.

Официальная статистика свидетельствует, что, вопреки положениям экономической науки, благодаря особой белорусской модели развития рост ВВП и реальных доходов населения уже более пяти лет обеспечивается при падении рентабельности и инвестиций. Хотя этот рост в 5--6% и не является оптимальным, наше правительство как будто посрамило ученых.

Наступает прозрение

В то же время в среде правящей элиты не могут не замечать углубление кризиса, парадоксальность, даже экзотичность белорусской экономики, вызванные нарушением объективных законов развития. Административная экономика, не заботясь о рентабельности, всегда и везде крайне расточительна и малоэффективна. Смысл производства как для собственника, так и для всего общества состоит в прибыли, т.е. получении от реализации продукта средств, не только покрывающих издержки производства, но и приносящих собственнику чистый доход. Без прибыли невозможно обеспечивать технологическое и техническое перевооружение, создание эффективных рабочих мест, увеличение производительности, снижение издержек, рост конкурентоспособности. В Беларуси же в значительных размерах ведется производство, видимо, ради обеспечения высоких статистических показателей, подтверждающих правильность избранной особой модели экономического развития, так называемой модели "от жизни". Однако даже поверхностный анализ важнейших статистических показателей свидетельствует, что они далеко не отражают реальное положение дел.

Белорусской экономикой в прошлом году был обеспечен статистический прирост ВВП на 4,7%. Объем ВВП в текущих ценах составил 25,5 трлн. ВYR, или 14,3 млрд.USD. В том числе произведено готовой продукции, оставшейся на начало 2003г. на складах в силу ценовой и технической неконкурентоспособности, на сумму почти 1,5 трлн. ВYR. В этих запасах наибольший удельный вес занимает продукция предприятий машиностроения и металлообработки (43,9%), химической и нефтехимической промышленности (13,9%), легкой промышленности (12,9%), пищевой промышленности (12,7%). Остатки нереализованной продукции по отношению к среднемесячному объему производства составили: машины кузнечно-прессо-вые -- 474,6%, мотоциклы -- 357,8%, ткани шерстяные -- 341,9%, радиоприемные устройства -- 267,5%, ткани льняные -- 260,5%, металлорежущие станки -- 245,1%, продукция швейной промышленности -- 216,2%, чулочно-носочные изделия -- 214,4%, трикотажные изделия -- 159,8% и т.д. К этому следует прибавить продукцию на сумму почти 8 трлн. ВYR, отгруженную неплатежеспособным покупателям со складов (ради их освобождения для накопления аналогичной). Таким образом, было произведено товаров, не нашедших на платежеспособном рынке покупателя, почти на 9,5 трлн. ВYR (38% к ВВП). Это около 5 млрд. USD, направленных на производство ради производства! Столько впустую использовано сырья и энергоносителей, закупленных за валюту за пределами страны! Если скорректировать наш ВВП на эти суммы, получим не рост, а падение.

Или во имя чего увеличивается на 35--45% производство убыточных предприятий, если за счет выручки от реализации продукции не покрываются издержки, не обеспечивается даже зарплата? Общий размер убытков за 2002г. составил 511,9 млрд.ВYR. При корректировке на инфляцию доля убыточных предприятий составляет две третьих от всех функционирующих, а сумма реальных убытков приближается к 1 трлн.ВYR.

Власти, вместо лечения экономики с помощью структурных преобразований, заняты искусственным поддержанием нежизнеспособного производства как с помощью инфляции, так и прямым принуждением коммерческих банков к перекрытию этих убытков кредитами. В прошлом году по решениям органов власти неплатежеспособным предприятиям было предоставлено кредитов в национальной валюте на сумму 1054 млрд. ВYR и в иностранной -- 79,9 млн. USD. Из них 85% -- погашение задолженности по выплате зарплаты. Это ли не свидетельство финансового краха нашей экономики при парадоксальном росте ВВП на 4,7% и доходов населения на 7,7%.

Следует ли, если вспомнить о здравом смысле, обеспечивать прирост ВВП на каждый процент ценой увеличения долгов экономики банкам на 10--15%? При приросте в 2001--2002гг. ВВП менее чем на 5% за год долги банкам ежегодно прирастали на 60--70%. Платежеспособность экономики в целом к началу 2003г. упала до 10%, а сумма просроченной кредиторской задолженности превысила 5 трлн. ВYR. Такова цена роста. Приемлема ли она?

Наша статистика "от лукавого" -- не только в части оценки ВВП, но и роста денежных доходов населения. Можно ли, находясь в здравом уме, повседневно ощущая галопирующий рост цен на коммунальные услуги и товары повседневного спроса, поверить, что реальные доходы прирастают от 8 до 30% в год, если по другим официальным данным более половины семей в городах живет ниже прожиточного минимума, а на селе -- каждые пять из шести. Учитывая, что более 85% всех расходов домашних хозяйств приходится на продовольствие и коммунальные услуги, действующая методика оценки реальных доходов, безусловно, несовершенна по отношению к подавляющей части населения. Что касается значительного роста у некоторых категорий населения денежных сбережений, которое происходит в условиях финансового краха реального сектора, то это является лишь сигналом нарастания риска возможного обесценения этих вкладов.

Таковы итоги проведения особой белорусской модели экономического развития, суть которой я бы выразил словами: "Лишь бы день простоять да ночь продержаться".

Экзотическая экономика дышит на ладан

Обескровленная белорусская экономика, прежде всего, нуждается в либерализации и конкуренции, ограничении вмешательства в экономические процессы государственных чиновников, верховенстве закона, сокращении бремени налогообложения, создании условий для роста внутренних накоплений и инвестиций, привлечения внешних. Нашей стагнирующей экономике явно непосильна ноша в 34% налоговых изъятий, заложенных в бюджете на 2003г. С учетом других поборов эти изъятия составляют около половины ВВП. Налогообложение следовало бы снизить до уровня менее 25%.

Не менее важными являются вопросы единства государственной кассы, а также стабильности и прозрачности бюджетно-налогового законодательства. Пора кончать с практикой, когда утвержденный бюджет в последующем многократно корректируется в любое время и по любым направлениям; с практикой, в соответствии с которой представляющий избирателей орган -- парламент лишен права контроля за тем, как выполняется закон о бюджете исполнительной властью.

Страна нуждается в бюджете развития. К примеру, Япония, взяв в 1950г. курс на оздоровление, повышение качества и конкурентоспособности товаров, начала его с сокращения чиновного аппарата, государственных расходов, ликвидации бюджетного дефицита, отказа от бюджетных дотаций и административного контроля. Суть социальной направленности бюджета Японии, в отличие от нашего, состояла в том, что доля инвестиционных расходов в 1951г. составляла 43%. Одновременно проводилась политика реальной поддержки частного предпринимательства и инвестиций.

В бюджете Беларуси на 2003г. не заложены средства от продажи акций Белтрансгаза, химических, нефтеперерабатывающих и других предприятий, стоимость которых оценивается в более чем 1 млрд. USD. Не установлено, на какие цели будут направлены средства на сумму свыше 200 млн. USD, полученные от продажи акций Славнефти. Неужели все "проедим". Эти и другие ресурсы необходимо направлять не на потребление, а на конкретные инвестиции в высокотехнологичные объекты и техническое перевооружение, на создание высокоэффективных рабочих мест. Бюджетом предусмотрено дальнейшее увеличение расходов на милицию в 1,7 раза, при обеспечении, скажем, здравоохранения и образования на нищенском уровне. Продекларировав курс на внедрение наукоемких технологий, на науку запланировали в 1,5 раза меньше средств, чем на милицию. Размер средств налогоплательщиков, направляемых на дотирование бесхозяйственности на селе, увеличен на 2003г. более чем в 2,3 раза.

На постсоциалистическом пространстве Беларусь осталась единственной страной, где продолжается галопирующая инфляция. Снижение роста цен хотя бы до 10% в год позволило бы сократить непосильные для экономики процентные ставки по банковским кредитам с 45-60% до 12-15%. При этом главные причины сохранения высокой инфляции лежат на поверхности. Это государственное фальшивомонетничество, т.е. покрытие бюджетного дефицита эмиссионными деньгами и осуществление кредитной экспансии в неэффективную экономику для ее искусственного поддержания.

Видимо, в связи с этим у власти развился комплекс национальной неполноценности. И оно уже готово отказаться от денежно-финансового суверенитета, от национальной валюты, от собственного эмиссионного центра и перейти на российский рубль. Не задумываясь, что устойчивость российского рубля базируется на крайне слабой экономике, исключительно на нынешней благоприятной конъюнктуре цен на энергоносители.

Белорусская экономика находится в железных объятиях чиновной вертикали, задыхается от всеобъемлющего администрирования, государственного надзора и контроля. Ее реформирование предполагает кардинальное сокращение вмешательства в экономические процессы органов власти. Следует незамедлительно приступить к реальному сокращению разросшегося чиновного аппарата, упрощению и оптимизации управления. Без этих шагов невозможно снизить налоги, стимулировать внутренние накопления, поднять конкурентоспособность и эффективность производства. Пора кончать с экономической экзотикой.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by