Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
27.01.2004 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Спецсчета по НДС: нужны ли они в России и в Беларуси

В России продолжаются острые дискуссии по поводу спецсчетов по НДС. За -- в основном органы госуправления, против -- крупный и мелкий бизнес. При этом на рассмотрение правительства внесен пакет законопроектов, предусматривающий введение названных счетов в РФ с 1 июля 2004г...
В России продолжаются острые дискуссии по поводу спецсчетов по НДС. За -- в основном органы госуправления, против -- крупный и мелкий бизнес. При этом на рассмотрение правительства внесен пакет законопроектов, предусматривающий введение названных счетов в РФ с 1 июля 2004г. Эти вопросы для Беларуси -- отнюдь не праздные, поскольку могут потребовать коррективов нашего налогового законодательства. Проблема уже обсуждалась заинтересованными министерствами РБ в прошлом году. Тогда было решено вернуться к ее рассмотрению после изучения возможных последствий введения спецсчетов в РФ.

Вопросы косвенного налогообложения в торговле между двумя странами обсуждались и на встрече премьер-министра Беларуси С.Сидорского и премьер-министра России М.Касьянова. Прорабатываются разменные варианты косвенного налогообложения в торговле с РФ, в том числе переход на принцип страны назначения. Понятно, что решение этих проблем имеет прямое отношение и к возможным последствиям для Беларуси при введении спецсчетов в РФ. В этой связи есть смысл еще раз обратиться к механизму действия этих счетов и анализу вопроса с позиций, надо ли их вводить в Беларуси.

Нужны ли спецсчета в России?

Суть нового механизма заключается в том, что каждый субъект хозяйствования, включая освобожденных от обязанностей плательщика НДС и осуществляющих необлагаемые НДС операции, обязан в дополнение к расчетным счетам открыть в банке как минимум один специальный счет, который используется только для расчетов по НДС. На этот спецсчет зачисляются все суммы налога при покупках и продажах товаров, работ, услуг. То есть при осуществлении любой сделки оформляются счета-фактуры и два платежных поручения банку: один -- по цене товара (без НДС) и другой -- по сумме НДС.

Соответственно одна проплата за товар идет с расчетного счета, другая (сумма НДС) -- со специального счета. Средства с НДС-счетов используются только для расчетов с поставщиками и с бюджетом -- и ни на какие иные цели. НДС-счета могут пополняться за счет перевода денег с расчетного счета. Обратное движение средств с НДС-счета на расчетный запрещено. При этом порядок начисления НДС, определения сумм налоговых вычетов и уплаты налога в бюджет не изменяются. Но право на вычет по НДС можно реализовать только по суммам, которые пройдут через НДС-счета.

Обязанность уплаты сумм налога исключительно с НДС-счета плательщика на НДС-счет контрагента, причем именно в денежной форме, сохраняется и при товарообменных операциях, использовании аккредитивов, векселей, чеков и т.п. Что касается наличной формы расчетов, то сейчас прорабатывается вопрос об установлении некоторого порога, в пределах которого расчеты за "наличку" могут осуществляться без НДС-счетов.

Введение спецсчетов по НДС согласно российской схеме означает выведение из оборота предприятий значительных денежных сумм (в России -- 34--35% ВВП, в РБ, по оценке Минэкономики, -- около 25% ВВП) с их концентрацией в коммерческих банках. С одной стороны, это потребует устойчивого финансового положения предприятий всех отраслей экономики и сведения к минимуму неплатежей, бартера и неденежных расчетов, с другой -- скажется на таких ключевых макроэкономических показателях, как ставка процента, скорость оборота и распределение денежной массы, уровень и темпы инфляции и т.д. Последствия таких масштабных изменений трудно предсказуемы.

Основной эффект, который предполагается получить от спецсчетов, -- улучшение налогового администрирования, т.е. повышение уровня собираемости НДС на основе пресечения получивших широкое распространение в России схем недоплаты этого налога с использованием фирм-однодневок или лжеэкспорта, а также преодоление коррупции в налоговых органах. Вместе с тем, по признанию самих инициаторов введения спецсчетов, проблема однодневок, которые после проведения крупных операций исчезают, не уплатив налоги, существует не только по НДС, но и по всем остальным налогам. Введение спецсчетов не искореняет, а лишь затрудняет проведение таких схем, в частности, по НДС. Не исключается и возможность появления новых схем уклонения от уплаты НДС и завышения сумм налога, предъявляемых к вычету после введения спецсчетов, с помощью банков. Однако предполагается, что новая система существенно снижает привлекательность подобных схем, хотя бы из-за того, что они станут значительно дороже и менее действенными. Дополнительный эффект от введения этих мер предварительно оценивается в размере 100--150 млрд. RUB в годовом исчислении, начиная с 2005г.

Однако уровень собираемости НДС в России не так и низок. Фактические поступления в бюджет этого налога, на долю которого приходится 46,3% всех доходов федерального бюджета, составляет 7--8% к ВВП при стандартной ставке 20% и пониженной -- 10%, а также довольно широкого состава налоговых льгот. В Беларуси при аналогичных характеристиках НДС этот показатель (т.е. средний уровень фактических изъятий) составляет около 9% ВВП. В странах ОЭСР при средней ставке НДС 14,7% средний уровень фактических изъятий по названному налогу -- около 9%.

Необходимость ужесточения администрирования НДС в России обосновывается в основном отмечаемым в последнее время опережением темпов роста сумм налоговых вычетов над темпами роста общих сумм начисленного НДС, а также превышением темпов вычетов (возмещений) по нулевой ставке НДС над темпами роста экспорта, хотя эти тенденции, помимо недостаточных мер налогового администрирования, могут быть вызваны и чисто объективными причинами, связанными с изменениями отраслевой структуры экономики и экспорта, увеличением материалоемкости производства и т.п.

В мировой практике механизм специальных счетов по НДС не применяется. Исключение составляет Болгария, где с начала 2003г. введена примерно аналогичная российскому варианту система НДС-счетов, но не в качестве меры ужесточения налогового администрирования, а напротив, как более либеральный механизм по сравнению с ранее действовавшим в этой стране порядком признания налоговых вычетов по НДС, основанным на так называемой ответственности третьих лиц, когда налог к вычету принимается только в том случае, если имелось подтверждение его уплаты в бюджет на трех предыдущих стадиях. Имеется некоторый опыт применения спецсчетов и в Украине, где такие счета введены только по ограниченному перечню товаров (энергоносители) и в связи с отсутствием авансовых платежей по НДС.

В России против введения системы НДС-счетов выступает только Минэкономразвития, которое обосновывает свою позицию следующими аргументами:

омертвление и отвлечение из хозяйственного оборота весьма существенных денежных сумм. По расчетам в масштабах страны сумма отвлечения оборотных средств налогоплательщиков в связи с введением НДС-счетов оценивается в 100--130 млрд.RUB. Соответственно предполагается 9-процентное сокращение денежной массы для обслуживания товарного оборота;

дополнительные, довольно значительные расходы владельцев НДС-счетов на оплату услуг банков, а также расходы самих банков в связи с возложением на них дополнительных обязанностей по представлению в налоговые органы информации о движении средств на НДС-счетах;

вызванный дополнительными расходами рост цен в экономике. По расчетам он составит не менее 10% в годовом исчислении.

Это только предварительные оценки негативных последствий. Но этим предполагаемые ужесточения налогового администрирования по НДС не ограничиваются. С 2005г. предлагается также создать систему электронной передачи и обработки информации о выписанных и полученных счетах-фактурах на основе применения современных информационных технологий. С введением такой системы все налогоплательщики будут обязаны представлять в налоговые органы сведения о выписанных и полученных счетах-фактурах в электронном виде. Анализ такой информации позволит налоговым органам оперативно выявлять несовпадающие счета-фактуры, что будет являться основанием для проведения налоговых проверок. Затраты на компьютеризацию всех налоговых органов и плательщиков, подготовку программно-технического обеспечения, внедрение современных средств телекоммуникаций между налоговыми органами пока не оценены.

В принципе, признавая, что введение механизма спецсчетов по НДС и системы электронной обработки информации о движении счетов-фактур сопряжено с огромными затратами и будет иметь негативные последствия для налогоплательщиков, Минфин РФ предполагает с 2005г. реализовать одновременно ряд компенсационных мер, улучшающих положение предприятий и упрощающих порядок взимания НДС. Это, в частности, сокращение сроков возмещения НДС экспортерам, освобождение от уплаты НДС с авансов по экспортным поставкам и ускорение возмещения НДС при капитальном строительстве, т.е. по сути дела разрешение ряда проблем, которые отличают сейчас российскую (и белорусскую) систему НДС от общепринятой европейской. Если этот комплекс вопросов будет решен, то налогоплательщики, по оценкам Минфина РФ, получают дополнительные преимущества на сумму примерно 110--130 млрд.RUB.

В этой связи не совсем ясно, какой смысл, помимо облегчения работы налоговых органов, во введении механизма НДС-счетов и системы электронной обработки информации, если дополнительный фискальный эффект от этих мер (поступления в бюджет) оценивается в 100--150 млрд.RUB, а сумма потерь от компенсационных мер по упрощению порядка взимания НДС -- в 110--130 млрд.RUB при названных выше существенных негативных последствиях для экономики.

Нужны ли спецсчета в Беларуси?

В любом случае, как показывает анализ российских инициатив по ужесточению мер администрирования НДС, одновременное введение аналогичных мер в Беларуси нецелесообразно ни с позиций экономических последствий такого шага, ни связанных с этим затрат. Спецсчета, безусловно, усугубят и без того сложное финансовое положение предприятий реального сектора экономики, что чревато новым витком кризиса неплатежей и роста инфляции.

Введение такой системы сбора НДС фактически выводит этот налог из применяемой сейчас в соответствии с Декретом Президента от 2002-04-19г. N 11 системы мер государственной поддержки предприятий в виде отсрочки (рассрочки) платежей и налогового кредита, существенно затрудняет реструктуризацию задолженности по этому налогу, что в условиях хронической нехватки оборотных средств резко увеличит количество неплатежеспособных и убыточных предприятий. Отвлечение из хозяйственного оборота и передача банкам весьма значительных денежных сумм не может не сказаться и на макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости с непредсказуемыми последствиями для инфляции, динамики ставки процента и обменного курса.

Кроме того, в таких революционных изменениях администрирования НДС в Беларуси нет необходимости, поскольку, в отличие от российского, в нашем налоговом законодательстве предусмотрены ограничения вычетов по НДС общими суммами начисленного налога, а также авансовый порядок уплаты НДС в бюджет, для контроля за обоснованностью налоговых вычетов применяются защищенные товарно-транспортные накладные и счета-фактуры по услугам, являющиеся бланками строгой отчетности и выдаваемые только зарегистрированным плательщикам, что позволяет существенно минимизировать махинации с НДС. Хотя известные схемы с фирмами-однодневками, вероятно, применяются, но масштабы их в РБ значительно меньше, чем в РФ.

Варианты возможны

Вместе с тем нельзя не учитывать, что переход РФ к НДС-счетам уже с середины текущего года, безусловно, будет иметь весьма серьезные последствия для Беларуси. Для других стран российские нововведения по администрированию НДС практически не имеют значения, поскольку взимание косвенных налогов с ними осуществляется по принципу страны назначения товара и соответственно нет необходимости в зачете сумм НДС, уплаченных в бюджет другой страны. В условиях сохранения при налогообложении взаимной торговли Беларуси и России принципа страны происхождения при одностороннем переходе РФ к механизму НДС-счетов и без принятия аналогичных мер в РБ возможны следующие три варианта налогообложения взаимной торговли:

1. Непринятие к зачету сумм НДС, уплаченных в бюджет РБ, при покупках российскими предприятиями белорусских товаров на том основании, что эти суммы налога не прошли через НДС-счета и, таким образом, не могут приниматься к вычету согласно концепции введения спецсчетов.

Поэтому ответные меры (непринятие к зачету сумм российского НДС) могут быть приняты и в РБ. Фактически это означает прекращение взаимной торговли, поскольку двойное налогообложение взаимных поставок товаров делает их неконкурентоспособными соответственно на российском и белорусском рынках. Совершенно очевидно, что такое развитие событий неприемлемо для обеих стран. В качестве выхода из этой ситуации предлагается одновременное введение НДС-счетов в России и в Беларуси, что, как показано выше, в сегодняшних условиях нежелательно для нашей страны.

2. Переход к налогообложению взаимной торговли по принципу страны назначения. Это наиболее безболезненный для обеих стран вариант решения проблемы, обеспечивающий независимость внутреннего для страны порядка взимания и администрирования НДС и принятый в странах ЕС.

3. Разработка механизма, позволяющего совместить российскую систему НДС-счетов и электронной обработки информации о движении счетов-фактур с порядком администрирования НДС, принятым в РБ. В сложившейся ситуации это наиболее реальный и приемлемый путь разрешения проблемы.

Учитывая особенности действующего в нашей стране порядка взимания и организации сбора НДС (наличие ограничений по зачету НДС, защищенных и легко встраиваемых в электронную информационную сеть сопроводительных документов, позволяющих подтверждать уплату налога в бюджет), разработка такого механизма вполне возможна и не должна вызвать больших затруднений. Тем более что в российском варианте суммы налога, уплачиваемые при импорте товаров и услуг на таможенную территорию РФ и взимаемые таможенными органами, исключены из системы НДС-счетов. То есть особенности налогообложения импорта в Россию белорусских товаров не будут являться единственным исключением из системы спецсчетов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by