Современная трансформация валютного регулирования
Чем больше запретов и ограничений со стороны законодательства, тем сложнее бизнесу развиваться за пределами национального рынка. А вместе с тем, в современном мире трудно ограничить деятельность хозяйствующих субъектов границами одной страны. Качество международного сотрудничества во многом предопределяется уровнем развития законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.
Так, с 9 июля 2021 г., как уже неоднократно упоминалась в нашем издании, в РБ вступила в силу новая редакция Закона от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Первое время после начала действия новых правил валютного регулирования сохранялся вопрос о соотношении противоречащих друг другу норм актуальной редакции Закона и Указа от 27.08.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178). После внесения изменений в названный Указ данное противоречие устранено.
Отметим, что Указ № 178 утратил ранее принадлежавшую ему роль в регулировании внешнеторговой деятельности и фактически превратился во вспомогательный документ, регламентирующий вопросы статистического декларирования.
Однако наиболее важным последствием корректировки вышеназванного законодательного акта можно назвать либерализацию порядка осуществления внешнеторговой деятельности. Отмена требований к срокам и способам завершения внешнеторговых операций значительно упрощает для белорусских компаний ведение бизнеса с зарубежными контрагентами, согласование условий договоров с ними и делает для последних более понятными и прозрачными правила работы с белорусскими субъектами хозяйствования в соответствии с принципами свободы договора.
Кроме того, для белорусских компаний снижен риск подвергнуться административным санкциям за нарушение указанных сроков завершения внешнеторговых операций (п. 2 ст. 12.14 КоАП). В целом изменения в Указ № 178 внесены в рамках комплексных преобразований с целью унификации валютного законодательства, вступившего в силу с 9 июля 2021 г. Таким образом, произошедшие корректировки Указа 178 можно оценивать весьма позитивно.
Напомним основные изменения во внешнеторговом регулировании для бизнеса.
1. Главным новшеством можно назвать исключение из Указа № 178 норм, устанавливающих сроки и способы завершения внешнеторговых операций, обязанности получать разрешение Нацбанка на продление таких сроков, а также требования к проведению расчетов по внешнеторговым договорам (обязанности зачислять поступившие от экспорта денежные средства на счет экспортера, рассчитываться при импорте только со счетов импортеров).
Ранее требовалось завершить внешнеторговую операцию при экспорте в течение 180 календарных дней, а при импорте – в течение 90 календарных дней одним из способов, предусмотренных Указом № 178.
Теперь же в данном вопросе сторонам внешнеторгового договора следует руководствоваться установленными ими условиями и не забывать про сроки репатриации иностранной валюты и белорусских рублей, определенные в п.1 ст. 19 новой редакции Закона.
2. Отменена обязанность по регистрации в банках внешнеторговых договоров, общая стоимость которых превышала 3000 евро. Теперь надо осуществлять регистрацию валютных договоров на специальном портале НБРБ в порядке, установленном постановлением Правления Нацбанка от 12.02.2021 № 37 «О регистрации резидентами валютных договоров» (далее – постановление № 37). Кроме того, если раньше требовалось регистрировать внешнеторговые договоры поставки, то теперь предусмотрена регистрация и иных валютных договоров в случаях, предусмотренных постановлением № 37 и утвержденной им Инструкцией.
3. Изменены термины, используемые в Указе № 178. Например, внешнеторговые договоры отнесены к категории валютных договоров (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 № Указа № 178). Также данная категория расширена: с 9 июля 2021 г. к внешнеторговому договору относится валютный договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий на возмездной основе:
- передачу товаров (в т.ч. по договорам комиссии и сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу РБ),
- передачу имущества в аренду (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу РБ),
- передачу нераскрытой информации,
- передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности,
- передачу имущественных прав,
- выполнение работ,
- оказание услуг.
В определении некоторых терминов («валютный договор», «нерезиденты», «товары») Указ № 178 ссылается на Закон.
4. Существенные условия внешнеторговых договоров о сумме/ориентировочной сумме денежных обязательств сторон по договору, которые ранее необходимо было соблюдать только для внешнеторговых договоров поставки, теперь должны присутствовать и в иных видах внешнеторговых договоров, речь о которых шла выше. Так, важно отметить, что к внешнеторговому договору теперь отнесена аренда, а также обязательство по передаче имущественных прав.
Также следует помнить, что Законом предусмотрены и иные существенные условия для валютных договоров, а именно сроки исполнения обязательств нерезидентами:
- по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг;
- по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг (абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона).
Основным предметом, который продолжает регулировать Указ № 178 после внесенных в него изменений, остается статистическое декларирование. В целом порядок декларирования остался прежним. Среди новшеств можно назвать замену в статистической декларации регистрационного номера сделки регистрационным номером валютного договора, исключение из субъектов предоставления статистической декларации грузоотправителя, грузополучателя. Перечень внешнеторговых операций, не подлежащих статистическому декларированию, вынесен в приложение к Указу № 178. К таким операциям, в частности, отнесены операции, осуществляемые:
- на территории, а также за пределами территории РБ резидентами с физическими лицами – нерезидентами по реализации резидентами товаров для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
- при проведении выставок, экспозиций, ярмарок, спортивных, спортивно-массовых и культурных мероприятий на территории иностранного государства;
- по договорам лизинга, по которым имущество передается нерезиденту и так далее.
Полномочия устанавливать дополнительные виды таких операций предоставлены Совмину.