Перевозчики меняют маршруты, строители увеличивают экспорт
Ситуацию в транспортной и строительной отраслях на днях рассмотрели депутаты и сенаторы белорусского парламента. Несмотря на то, что отрасли эти совершенно разные, есть у них одно общее – ориентация на работу с Россией и азиатскими странами.
Ставка на новые направления
Из-за санкционных ограничений западных стран белорусским автоперевозчикам приходится искать новые ниши для своей деятельности.
Государство принимает меры для того, чтобы грузовые перевозки могли осуществляться по географическим направлениям, альтернативным западным.
Вице-премьер Анатолий Сивак рассказал в Овальном зале, что подписанное соглашение с Россией о международных автомобильных перевозках предусматривает поэтапную отмену разрешительной системы на перевозки с участием третьих стран, а также выполнение белорусскими перевозчиками по территории РФ каботажных перевозок грузов.
Отметим также, что безразрешительную систему выполнения международных автомобильных перевозок для белорусских организаций устанавливает подписанный протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Ираном и Кыргызстаном.
По словам вице-премьера, реализация иных договоренностей с иностранными государствами на осуществление белорусскими организациями международных автомобильных перевозок грузов также приносит свои плоды.
Так, в нынешнем году для отечественных перевозчиков получено 28,1 тыс. дополнительных разрешений от Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Китая, Монголии, Турции и Узбекистана, что в 1,7 раза больше по отношению к первичной квоте разрешений по указанным странам.
До конца текущего года планируется дополнительно получить еще около 2 тыс. разрешений из дружественных стран, рассказал А. Сивак.
Кстати, в связи с санкциями перевозчикам приходится менять не только географические направления бизнеса, но и расширять транспортную инфраструктуру.
«Требуется расширение парка – в первую очередь, увеличение количества вагонов и грузовых автомобилей», – подчеркнул вице-премьер, поскольку «мы повернулись на большее транспортное пространство, оно более громадное», соответственно, требуется больше транспортных средств. Поэтому, например, только железнодорожных вагонов в этом году перевозчики закупили почти 2,9 тыс. единиц.
Главный драйвер стройотрасли
Строительство – совершенно другой вид экономической деятельности, однако и в этой отрасли наблюдается тенденция, характерная для перевозчиков.
Заключается она в том, что подрядные организации расширяют свое присутствие в политически дружественных странах.
Например, если на внутреннем рынке объем подрядных работ вырос в этом году на 12,3%, то за пределами Беларуси – на 25,9%. В целом экспорт строительных, инженерных и архитектурных услуг увеличился в январе-августе 2023 г. на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до почти 500 млн USD.
Высоким темпам роста экспорта «способствует проводимая во взаимодействии с правительством РФ работа по активному выходу белорусских подрядных организаций на рынки российских регионов», пояснил А. Сивак.
Фактически Россия стала главным драйвером развития для белорусской стройотрасли. По данным Минстройархитектуры, в текущем году экспорт соответствующих услуг в Россию вырос более чем на 30% по сравнению с 2022 г.
На территории РФ белорусские строители возводят жилье, школы, детские сады, промышленные объекты и даже занимаются реконструкцией НПЗ.
При этом, как пояснил в парламенте министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович, у белорусских строительных организаций в России существует возможность выбирать объекты исходя из планируемой рентабельности.
«Если рентабельность планируемая или прогнозная по объекту для нашего белорусского подрядчика составляет меньше 8–10%, то мы не выходим на такие контракты», – подчеркнул министр.