Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
239.49
Серебро:
2.75
Платина:
98.61
Палладий:
97.99
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Перевозчики меняют маршруты, строители увеличивают экспорт

Фото: freepik.com

Ситуацию в транспортной и строительной отраслях на днях рассмотрели депутаты и сенаторы белорусского парламента. Несмотря на то, что отрасли эти совершенно разные, есть у них одно общее – ориентация на работу с Россией и азиатскими странами.

Ставка на новые направления

Из-за санкционных ограничений западных стран белорусским автоперевозчикам приходится искать новые ниши для своей деятельности.

Государство принимает меры для того, чтобы грузовые перевозки могли осуществляться по географическим направлениям, альтернативным западным.

a_sivak1.jpeg
       Анатолий Сивак

Вице-премьер Анатолий Сивак рассказал в Овальном зале, что подписанное соглашение с Россией о международных автомобильных перевозках предусматривает поэтапную отмену разрешительной системы на перевозки с участием третьих стран, а также выполнение белорусскими перевозчиками по территории РФ каботажных перевозок грузов.

Отметим также, что безразрешительную систему выполнения международных автомобильных перевозок для белорусских организаций устанавливает подписанный протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Ираном и Кыргызстаном.

По словам вице-премьера, реализация иных договоренностей с иностранными государствами на осуществление белорусскими организациями международных автомобильных перевозок грузов также приносит свои плоды.

Так, в нынешнем году для отечественных перевозчиков получено 28,1 тыс. дополнительных разрешений от Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Китая, Монголии, Турции и Узбекистана, что в 1,7 раза больше по отношению к первичной квоте разрешений по указанным странам.

До конца текущего года планируется дополнительно получить еще около 2 тыс. разрешений из дружественных стран, рассказал А. Сивак.

Кстати, в связи с санкциями перевозчикам приходится менять не только географические направления бизнеса, но и расширять транспортную инфраструктуру.

«Требуется расширение парка – в первую очередь, увеличение количества вагонов и грузовых автомобилей», – подчеркнул вице-премь­ер, поскольку «мы повернулись на большее транспортное пространство, оно более громадное», соответственно, требуется больше транспортных средств. Поэтому, например, только железнодорожных вагонов в этом году перевозчики закупили почти 2,9 тыс. единиц.

Главный драйвер стройотрасли

Строительство – совершенно другой вид экономической деятельности, однако и в этой отрасли наблюдается тенденция, характерная для перевозчиков.

Заключается она в том, что подрядные организации расширяют свое присутствие в политически дружественных странах.

Parhomovich.jpg
       Руслан Пархамович

Например, если на внутреннем рынке объем подрядных работ вырос в этом году на 12,3%, то за пределами Беларуси – на 25,9%. В целом экспорт строительных, инженерных и архитектурных услуг увеличился в январе-августе 2023 г. на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до почти 500 млн USD.

Высоким темпам роста экспорта «способствует проводимая во взаимодействии с правительством РФ работа по активному выходу белорусских подрядных организаций на рынки российских регионов», пояснил А. Сивак.

Фактически Россия стала главным драйвером развития для белорусской стройотрасли. По данным Минстройархитектуры, в текущем году экспорт соответствующих услуг в Россию вырос более чем на 30% по сравнению с 2022 г.

На территории РФ белорусские строители возводят жилье, школы, детские сады, промышленные объекты и даже занимаются реконструкцией НПЗ.

При этом, как пояснил в парламенте министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович, у белорусских строительных организаций в России существует возможность выбирать объекты исходя из планируемой рентабельности.

«Если рентабельность планируемая или прогнозная по объекту для нашего белорусского подрядчика составляет меньше 8–10%, то мы не выходим на такие контракты», – подчеркнул министр.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений