Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
16.01.2004 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Штрихкод — паспорт товара

Мы редко обращаем внимание на небольшие метки на товарах и таре в виде определенного набора штрихов и пробелов. Между тем это самое удобное и надежное на сегодняшний день средство идентификации, учета, контроля перемещения товаров и оценки их потребительских свойств...
Мы редко обращаем внимание на небольшие метки на товарах и таре в виде определенного набора штрихов и пробелов. Между тем это самое удобное и надежное на сегодняшний день средство идентификации, учета, контроля перемещения товаров и оценки их потребительских свойств.

В сообщество стран и территорий, использующих систему идентификации продукции на основе универсальных правил и стандартов (штрихового кодирования) международной ассоциации ЕАN Intеrnаtiоnаl, Беларусь была принята в декабре 1997г. Первый регистрационный номер, начинающийся с цифр 481, получил Борисовский завод медпрепаратов в мае 1998г. Так в республике начался процесс внедрения штриховых кодов международной системы товарной нумерации ЕАN/UСС. Такое название система получила в мае 2003г. после слияния ЕАN Intеrnаtiоnаl с американо-канадской системой UСС. Пользователями этой системы к настоящему времени в Беларуси являются более 1000 субъектов. Всего в сферу ее влияния в мире входят 100 с лишним стран и территорий.

Необходимость использования идентификационных номеров товаров в мировой оптовой и розничной торговле возникла в 60-х годах прошлого века как следствие широкой автоматизации всех процессов обмена товарами и услугами. Остро встала задача не только ускорить введение информации о них, исключив или максимально уменьшив количество ручного труда, но и повысить ее достоверность. При этом потребовалось обеспечить неповторяемость кодов в международном масштабе.

Выполнение требований и рекомендаций системы ЕАN/UСС в странах, которые хотят использовать ее на своих территориях, обеспечивают национальные организации. Присвоенные номера должны быть нанесены на объекты идентификации в виде штриховых кодов, структура которых строго регламентирована стандартами системы. При их считывании сканер из комбинации штрихов и пробелов восстанавливает закодированный номер и передает его в компьютер или контрольно-кассовый аппарат.

В первую очередь штрихкод нужен в торговле. Если в магазине имеется автоматизированная система, к которой подключены компьютерные кассы со считывателями (т.н. РОS-терминалы), то кассиру достаточно поднести к нему сканер, чтобы на кассовом чеке зафиксировались точное наименование покупки и ее цена. При подключении к компьютеру всех кассовых аппаратов торгового зала в любой момент можно определить объем продаж каждого товара, спрос на него, заблаговременно сделать заказ для восполнения запаса.

Поскольку штрихкод на товаре является эквивалентом его наименования и в некоторой степени цены, то товары, хоть в чем-то различающиеся по этим показателям, должны иметь свои "паспорта" (номера ЕАN). Для контроля и изучения спроса важно, чтобы товары даже с одинаковыми наименованием и ценой, но с разными потребительскими свойствами (расцветка, модель) также имели различные коды.

До недавнего времени с необходимостью нанесения штрихкодов на продукцию в Беларуси вплотную сталкивались только те производители и поставщики, которые поставляли ее за пределы страны. Некоторым требование проставить штрихкод на изделие или тару предъявляли потребители, другие делали это по собственному желанию, понимая, что такая мера облегчит реализацию. Для многих обязанность кодирования связана с выполнением постановления Совмина от 2000-05-24г. N 748 "О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь".

Наиболее часто на товарах встречаются штрихкоды ЕАN-13, ЕАN-8, UРС-А, UРС-Е. С января 2005г. в мире будут легитимными лишь первые два, хотя какое-то время можно будет встретить и остальные.

До сих пор в стране не перевелись любители нанести на свои товары чужие или вообще несуществующие коды. Случается, что производители помещают "метку" якобы для обозначения страны происхождения товара, не понимая или не принимая во внимание того, что код далеко не всегда идентифицирует товар по месту его производства. А ведь каждая цифра несет вполне определенную нагрузку, все коды регистрируются в международной базе и в любой момент могут быть проверены.

В качестве примера можно привести незаконное присутствие на изделиях обувной фирмы "Сивельга" штрихкода 4810000000001. Во-первых, этот товарный номер в ЕАН Беларуси никому не присваивался из-за своей внешне "некрасивой" структуры. Во-вторых, им "пронумерованы" все (!) виды продукции этой фирмы, что сводит на нет сам принцип штрихового кодирования. К сожалению, этот пример далеко не единичен. Так, Дзержинская бройлерная фабрика зачем-то вместо префикса страны 481 ставит на свой товар код 480, что указывает на его филиппинское (?!) происхождение. Жодинская фирма "Свiтанак" по непонятным причинам печатала на всех ярлыках самой разной своей продукции один и тот же код. Если это экономия за счет унификации этикеток, то можно вообще убрать с них штрихкоды. Тем более что фабрика уже сталкивалась с проблемой реализации помеченных таким образом товаров на рынках России.

Еще более интересные "коды" появляются в рекламных материалах некоторых торговых фирм. Так, из номера в номер в одной из газет помещается реклама фирмы "Рrоmа Sеrviсе", на которой изображено некое подобие филиппинского штрихового кода. Стилизовано под штрихкод этой далекой тихоокеанской страны и само название газеты. Зачем? Непонятно.

Штриховое кодирование производится в соответствии с международными стандартами, и нарушать их себе дороже. Мало того что нигде не примут такой товар, так еще и имидж страны будет подпорчен.

В качестве примера того, как надо работать, можно назвать известное далеко за пределами Беларуси СП ЗАО "Милавица". Здесь не только маркируют "персональным" кодом каждый вид продукции из почти 60-тысячной номенклатуры, но профессионально используют преимущества штрихкодирования и в системе фирменной торговли. Столь же основательно маркирует продукцию ОАО "Гомельобои", где свои товарные номера имеют обои, различающиеся не только по рисунку и фактуре, но даже по оттенкам. Очень серьезно подходят к штрихкодированию на обувных предприятиях "Ле Гранд", "Отико" и "Марко", на Речицком метизном заводе, который штрихует более 5000 наименований своей продукции, в ОАО "Керамин" также с несколькими тысячами видов изделий... Зато Белвест, если судить по штрихкодам, выпускает, оказывается, только два вида изделий: "Обувь мужская" и "Обувь женская".

Иногда нежелание производственников маркировать свою продукцию мотивируется дороговизной этого процесса. Но ведь печатают они обычные ярлыки и этикетки на каждый вид изделий! Неужели добавление небольшой картинки так уж сильно удорожает их? Кроме улыбки это "оправдание" ничего не вызывает.

В соответствии с требованиями ЕАN Intеrnаtiоnаl национальные нумерующие организации ЕАN ведут реестры штриховых кодов, данные из которых затем поступают в международную систему. Из этого банка данных всегда можно узнать, в какой стране зарегистрирован тот или иной товар, его производитель и координаты последнего. Важно, чтобы в этом хранилище присутствовали все штриховые идентификационные коды. А иначе может возникнуть ситуация, когда при входе в банк за информацией, допустим, об изделиях Брестского чулочного комбината или Минского мотовелозавода их потенциальный покупатель получит ответ, что данное предприятие не только этот товар, но и вообще ничего не выпускает. Потому как сведения о товарах, там производимых, в банке отсутствуют (а ММВЗ вообще не зарегистрирован в нем).

Одной из самых распространенных ошибок является "вписывание" штрихкода в дизайн этикетки. Отсюда и несоразмерное его уменьшение, и изображение в цвете, который не считывается, и искажение форм. А все потому, что в нашей стране "изображать" штриховые коды берутся все, кому не лень, полагая, что не бог весть какая наука: изобразил на компьютере набор цифр, нажал кнопку -- и получай нужную "метку".

На самом деле следует относиться к этому процессу весьма серьезно, а в случае необходимости обращаться за консультациями исключительно к специалистам.

Иногда стандарты нашей страны не совпадают с международными правилами товарной нумерации и штрихового кодирования. Так, СТБ 1100-98 допускает наличие на этикетке нескольких значений объема продукта. Например, емкость 0,5 л, 1,0 л, 1,5 л и т.д., тогда как товар, отличающийся от аналога потребительскими свойствами, должен иметь свой штриховой код, который по сути является своеобразным ключом к сведениям о цене, сроках годности и реализации, весе, цвете, вкусе и запахе...

Конечно, наличие или отсутствие штрихкода на изделии -- не самый главный фактор успеха на рынке. И все же покупатель, приобретающий товар для последующей реализации, должен помнить, что в случае отсутствия штрихкода цена из-за необходимости предпродажной подготовки обычно понижается, иногда до 30% стоимости товара. А употребление незарегистрированных кодов, как правило, приводит к срыву контрактов.

И последнее. В настоящее время торговая отрасль Беларуси активно перестраивается на общепринятые в мире технологии. Поэтому штрихкод на товаре становится все более востребованным и внутри страны.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений