Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
22.01.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Шаг вперед, который ведет назад

Указ Президента Республики Беларусь N 40 от 2002-01-16г. "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" (см. Информбанк, с.2--4) вызывает весьма противоречивые чувства после его прочтения. С одной стороны, радует то, что размеры подавляющего числа штрафов за экономические и административные правонарушения значительно снижены. С другой -- огорчает то, что диспозиция многих наказующих норм (то есть описательная часть правонарушения) стала более изощренной: расширились предмет и объем наказуемых действий субъектов предпринимательской деятельности, увеличился круг наказуемых лиц, формулировки многих норм допускают настолько широкое их толкование, что схлопотать огромный штраф можно даже за случайный сбой на экономическом поле.
Указ Президента Республики Беларусь N 40 от 2002-01-16г. "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" (см. Информбанк, с.2--4) вызывает весьма противоречивые чувства после его прочтения. С одной стороны, радует то, что размеры подавляющего числа штрафов за экономические и административные правонарушения значительно снижены. С другой -- огорчает то, что диспозиция многих наказующих норм (то есть описательная часть правонарушения) стала более изощренной: расширились предмет и объем наказуемых действий субъектов предпринимательской деятельности, увеличился круг наказуемых лиц, формулировки многих норм допускают настолько широкое их толкование, что схлопотать огромный штраф можно даже за случайный сбой на экономическом поле.
 
Мы дадим характеристику лишь некоторых положений Указа N 40, которые касаются значительного числа субъектов хозяйствования.

Согласно п. 1.5 Указа за нарушение законодательства о залоге, аренде или ином распоряжении государственным имуществом юридические лица заплатят штраф в размере от 50 до 500 МЗП. Кроме того, за данное нарушение должностные лица и индивидуальные предприниматели должны будут выложить из собственного кармана штраф в размере от 30 до 50 МЗП (п. 2.7 Указа).

Для наложения этих штрафов не имеет значения, нанесен ли материальный ущерб интересам государства как собственника имущества (например, в виде недоплаты арендной платы, реализации заложенного имущества по заниженным ценам). Законодательство о залоге, аренде или ином распоряжении государственным имуществом претерпело серьезные изменения в связи с принятием Гражданского кодекса, практика применения этих норм еще только формируется. Поэтому не допустить каких-либо нарушений этого законодательства довольно сложно, тем более учитывая пренебрежительное отношение многих руководителей и предпринимателей к услугам юриста. По нашему мнению, практику применения данной нормы следует направить по пути установления фактов существенного нарушения норм законодательства, повлекших нарушение прав и охраняемых законом интересов всех сторон, участвующих в этих договорах. Иными словами, не следует налагать наказание за малозначительные нарушения. Было бы замечательно, если бы подобная норма появилась в самом Указе. Это должно сузить пределы личного усмотрения проверяющего при анализе нарушения и установлении размера штрафа, придать штрафу больший воспитательный эффект, объективно препятствовать возможности сговора проверяемого и проверяющего по части замены штрафа в бюджет на вознаграждение в личный карман.

Согласно п. 2.6 Указа за необеспечение своевременного поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) либо поступления товаров (выполнения работ, оказания услуг) по импорту на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей налагается штраф в размере от 10 до 30 МЗП. Ранее такой штраф составлял до 100 МЗП.

Необходимо отметить, что "необеспечение поступления" товаров, денег или др. не означает, что установленный за это штраф безусловно (то есть в обязательном порядке) налагается во всех случаях, когда товар, деньги и др. не поступили в сроки, установленные Указом Президента Республики Беларусь N 7 от 4.01.2000г. "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций". Если товар, деньги и др. не поступили, однако их получатель (субъект предпринимательской деятельности) принял все предусмотренные законодательством Республики Беларусь меры по их передаче ему другой стороной внешнеторгового договора, то в таком случае юридические основания для наложения штрафа отсутствуют. Таковыми мерами, в частности, являются: предъявление письменных претензий должнику, подача иска в компетентный суд, принятие мер по обеспечению неисполненных обязательств (реализация заложенного имущества, взыскание просроченной задолженности с гаранта или поручителя). В данном случае важно не пропустить установленные законодательством или договором сроки для осуществления своих действий по взысканию долгов.

Согласно п. 2.9 Указа за нарушения порядка внесения изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, включая непредставление в регистрирующий орган учредительных документов юридическим лицом и необходимых документов -- индивидуальным предпринимателем, на руководителей, учредителей, участников, собственников имущества юридических лиц, а также тех лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания и т.п., а также на индивидуальных предпринимателей налагается штраф от 10 до 50 МЗП. Ранее Декрет N 14 от 4.08.97г., утративший силу согласно Указу N 40, предусматривал наказание лишь за непредставление регистрирующему органу в 15-дневный срок информации об изменении юридического адреса (местонахождения).

Как видим, теперь игнорирование требования законодательства о внесении изменений и дополнений в учредительные документы в связи с изменениями в законодательстве либо собственными внутренними изменениями будет наказуемо. В то же время, если вы запоздаете, но все же оформите и подадите необходимые документы в регистрирующий орган, то основания для наложения штрафа отпадут. Учитывая, что производство по данным делам и наложение штрафов возложено на налоговые органы (п. 3 Указа), рекомендуем: как только в окне офиса замаячит фигура налогового инспектора, двигающегося к вам с проверкой, немедленно просмотрите свои учредительные документы и свидетельство индивидуального предпринимателя на предмет их соответствия законодательству и своим внутренним изменениям. Впрочем проверяющих из Комитета госконтроля надо опасаться не меньше: согласно п. 4 Указа им предоставлено право применять санкции и налагать штрафы, предусмотренные законодательством для иных контролирующих органов.

В п. 1.9 Указа содержится угроза конфискации товара (взыскания соответствующей выручки) за практически любые нарушения документального оформления движения товара. Причем даже того, который будет использован в собственном производстве.

Вот уж где без бумажки ты -- букашка. Комментировать данную норму бессмысленно -- настолько она необъятна и многоступенчата. Но радует одно: рассматривать дела об этих правонарушениях и принимать решения о конфискации товара (взыскании выручки) поручено хозяйственному суду (п.3 Указа). Комитет госконтроля в данном случае не имеет права подменять собой хозяйственный суд, т.к. последний не относится к контролирующим органам.

Важно отметить, что согласно п. 24 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.99г. N 673, экономические санкции (они предусмотрены подпунктами 1.1-1.9 Указа N 40) применяются к субъектам предпринимательской деятельности за правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после вступления в силу Указа N 40. Нормы Указа N 40, смягчающие ответственность за экономические правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются на правонарушения, совершенные до его вступления в законную силу, за которые не были применены экономические санкции. Нормы Указа N 40, устанавливающие или усиливающие ответственность за экономические правонарушения, обратной силы не имеют.

В отношении административных штрафов (подпункты 2.1--2.11 Указа N 40) действуют такие же правила об обратной силе норм, смягчающих административную ответственность, и об отсутствии обратной силы у норм, устанавливающих или усиливающих ответственность. Эти правила предусмотрены ст. 8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Прочесть Указ N 40 надо, безусловно, всем индивидуальным предпринимателям, руководителям, участникам (учредителям, собственникам) коммерческих организаций. Его положения затронули всех без исключения. Рекомендуем сделать выписку тех норм, которые могут вас коснуться, написать их большими красными буквами и повесить в офисе и (или) дома на самом видном месте. И поверьте -- потом не пожалеете.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by