$

2.4214 руб.

2.7311 руб.

Р (100)

3.4359 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Проблемы и решения

Шаг к созданию Образовательного кодекса

09.04.2002
Новая редакция Закона "Об образовании в Республике Беларусь" с 1 апреля вступила в силу. Что нового содержит этот документ? Как отразились в нем те изменения, которые время внесло или готово внести в сферу образования? На эти и другие вопросы "НЭГ" отвечает заместитель председателя комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ.

-- Начну с того, что до сих пор у нас в республике можно было получить на бюджетной основе, то есть за счет государства, одно высшее образование. В свое время такая норма вполне соответствовала жизненным реалиям. Но сегодня ситуация изменилась, человек нередко теряет работу и вынужден искать приложения своим силам и знаниям в других областях деятельности. Ему приходится учиться, чтобы повысить квалификацию, получить новую профессию или специальность. Поэтому в новой редакции Закона мы исключили это ограничение: теперь человек может поступать несколько раз в высшее учебное заведение, и если он выдерживает конкурс, то имеет право на бюджетной основе получить второе высшее образование.

В последнее время возникло много проблем, связанных с платной формой обучения. Выпускники негосударственных высших учебных заведений получают дипломы особого образца, которые не всегда адекватно воспринимаются руководителями предприятий и учреждений, куда приходят молодые специалисты после окончания вуза. Мы считаем, что если частный институт прошел государственную аттестацию, в ходе которой его студенты подтвердили хорошие знания и высокую квалификацию, то они должны получать диплом государственного образца. Депутаты в ходе обсуждения законопроекта пришли к выводу, что необходимо поддерживать эту сферу образования. Нельзя ее так резко делить на государственную и частную, вкладывая во вторую какой-то негативной подтекст. Ведь и те, и другие вузы находятся на территории нашего государства. Теперь выпускники негосударственных вузов, прошедших аттестацию, будут получать диплом единого государственного образца. Считаю, что это очень важный шаг.

В парламентских комиссиях много спорили в связи с тем, что в Законе предпринята попытка пойти навстречу религиозным организациям. Как известно, у нас образование считается светским, а светскость, по мнению некоторых, -- это полное отделение церкви от школы, от образования. Но после распада СССР воспитательная работа не только в нашей республике, но и на всем постсоветском пространстве пришла в упадок, эта ниша оказалась незаполненной. В школы под разными предлогами начинают проникать деструктивные секты и вести там деятельность, разрушающую нравственные устои нашего общества.

Нужно было срочно принимать какие-то меры в этом направлении. Религия -- это глубокий культурный пласт, который может существенно повлиять на воспитание подрастающего поколения. Пока что сделан первый, правда, очень осторожный шаг в решении вопроса. Теперь по письменному заявлению родителей или лиц, их заменяющих, самих совершеннолетних, обучающихся во внеучебное время, например после уроков, учебные заведения имеют право взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями.

Полномочия в осуществлении этого взаимодействия, установлении его порядка и форм переданы правительству Республики Беларусь по согласованию с Президентом страны.

Кстати, Российская Федерация пошла дальше нас. Там обычной становится такая картина: утром в школу приходят представители разных конфессий, разбирают детей по группам, проводят беседы, потом начинаются обыкновенные занятия.

Хотя проблема белорусского языка относится к сфере действия другого Закона -- о языках, она затронута и в Законе "Об образовании". Обучение в нашей стране ведется на русском и белорусском языках. В последнее время произошел некоторый перекос в сторону русского языка. Здесь много причин, не стану на них останавливаться -- это тема отдельного разговора. Скажу лишь, что мы в статье 5 записали, что государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания и создает соответствующие условия для реализации этого права, а также оказывает поддержку белорусскому языку.

Да, по Конституции у нас в республике двуязычие, русский и белорусский языки равноправные. Но теперь государство имеет право оказывать поддержку преподаванию, изданию литературы, учебников и учебных пособий на белорусском языке и т.д. В отличие от предыдущего закона, в новом закреплена норма, которая гласит, что в высших учебных заведениях могут создаваться белорусскоязычные потоки и группы.

-- Владимир Матвеевич, сегодня образование находится в упадке, труд педагогов низкооплачиваемый. Содержит ли новый Закон нормы, призванные изменить ситуацию?

-- Закон дорабатывался очень долго, потому что депутаты предыдущего созыва пытались внести статью, согласно которой заработная плата педагогов устанавливалась бы на уровне зарплаты работников промышленности, а профессорско-преподавательского состава -- в полтора раза выше. Причем и эту норму, и общее финансирование сферы образования в размере 10% от ВВП предлагалось ввести с момента подписания Закона, то есть без учета экономической ситуации в стране. Такие декларации содержал и предыдущий закон, но там фигурировал термин "национальный доход", ныне фактически изъятый из обращения, поэтому эта норма вообще не действовала.

Принимая данную статью, депутаты исходили из реальных условий. В Законе сейчас записано, что политика государства направлена на установление уровня заработной платы педагогических работников не ниже заработной платы в промышленности. И одновременно определен механизм, каким образом это делать: ежегодно при формировании бюджета республики отдельной строкой будет проходить запись о сумме средств, выделяемой на зарплату педагогических работников и профессорско-преподавательского состава.

Кстати, в прошлом году на образование выделялось 5,9% от ВВП. В этом году при принятии Закона о бюджете удалось убедить Минфин, несмотря на тяжелую ситуацию в стране, установить более высокую цифру -- 6,7%. Это дополнительные миллиарды рублей, которые пойдут в сферу образования. Ежегодно данная цифра должна увеличиваться не менее чем на 0,3% с таким расчетом, чтобы к 2006г. выйти на уровень 10% от ВВП. То есть Закон устанавливает механизм, как реально осуществить этот рост зарплаты.

-- Отражена ли в Законе каким-то образом проводимая в республике реформа образования?

-- Принятый Закон является базовым. Здесь прописаны наиболее общие положения, касающиеся сферы образования. В развитие его будут приняты другие законы -- о высшей школе; о средней школе; об образовании взрослых; о профессионально-техническом образовании. Наша комиссия поставила задачу к концу срока деятельности Палаты представителей второго созыва выйти на издание и принятие Образовательного кодекса, в котором будут зафиксированы все правовые нормы, касающееся сферы образования.

Что касается проводимой реформы -- она, конечно же, нашла отражение в документе. Уже предусмотрено 12-летнее школьное образование. Сейчас очень много споров в отношении высшего образования. До сих пор у нас специалистами считались люди после 5-летнего срока обучения в вузе. Если студент занимался на отлично, ему присваивалось звание бакалавра, после этого он мог еще год учиться и получить звание магистра. Теперь в БГУ проводится эксперимент: бакалавриат -- четыре года, пять лет -- специалист, через шесть -- магистр.

Мы бы очень хотели, чтобы закон позволял привести в соответствие нормы, которые есть у нас, с нормами, существующими за рубежом. В статье 32 записано, что высшее образование является многоступенчатым. Здесь есть проблема: БГПУ, например, выпускает и бакалавров и магистров, но по старому образцу. Бакалавры уже имеют льготы: приходя в школу, они получают вторую категорию, у них есть право на десятипроцентную надбавку к заработной плате. Если сейчас отменить эту систему, то пострадают многие выпускники, которые являются бакалаврами "старого образца".

-- Новая редакция Закона содержит статью, предписывающую обязательное распределение студентов-бюджетников. Не могли бы вы ее прокомментировать?

-- Вообще-то статья 10 никаких новшеств не содержит. Раньше распределение регламентировалось постановлением Совмина, теперь же эта норма появилась и в Законе. Другое дело, что в ходе подготовки законопроекта она вызвала много споров. Предлагалось отменить распределение, то есть человек после вуза должен был сам искать работу. Да, если бы у нас рынок труда был не насыщен, спрос на рабочую силу превышал предложение, тогда это было бы оправдано. Но у нас уже переизбыток юристов, экономистов, менеджеров. Человек оканчивает факультет международных отношений и остается безработным. Существует еще одна проблема: есть районы, куда специалисты не хотят ехать, но там тоже живут люди. Конечно, распределение не решит проблему кадров в "глубинке", нужно создавать там экономические условия, решать вопросы жилья, зарплаты.

-- Нашли ли отражение вопросы, касающиеся платных услуг в образовании?

-- Да, есть норма, которая гласит, что учебные заведения могут оказывать платные образовательные услуги. Финансирование образования идет в основном за счет средств бюджета, в первую очередь республиканского, а также местных, но оно может осуществляться и за счет других средств, которые выделяются, например шефскими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами. Такими средствами являются и те, которые получены в соответствии с законодательством от платных образовательных услуг, производственной, научной деятельности, гуманитарной помощи и других источников.

Депутаты обсуждали эти проблемы и пришли к выводу, что в нашем государстве в условиях экономического кризиса очень много бесплатного быть не должно.

После вступления Закона в силу Министерство образования займется изданием специальных нормативных актов, касающихся этой сферы деятельности школы. В то же время, я считаю преждевременным введение платы за обучение в профильных и выпускных классах. Этот вопрос будет под контролем нашей комиссии.

-- На какие еще нововведения следует обратить внимание?

-- В последние годы в сфере образования произошло много изменений: возникли лицеи, гимназии, высшие профессиональные училища и т.п. Все это нашло отражение в данном документе.

Кстати, запрещено отчислять учеников по причине неуспеваемости из начальной и базовой школы. Расширена самостоятельность школ, в частности в организации учебного процесса, содержания образования, в выборе форм контроля, сроков начала и завершения учебного года. Запрещено использовать школьный процесс в политических целях, принуждать учеников к действиям, которые противоречат Конституции.

Зафиксирована ежемесячная компенсация расходов педагогов на приобретение методической литературы, а также заложена норма, согласно которой обучающиеся на договорной основе могут получить кредит в банке. Думаю, что два министерства -- финансов и образования -- найдут общий язык и определят процедуру получения денежных средств на образование.

Автор публикации: Беседовала Татьяна ЗАХАРИНА


***
Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы
Реклама