Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
05.08.2014 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сдерживание расходов пока налоги не подтянутся©

По итогам I полугодия т.г. профицит бюджета сектора государственного управления составил 494,3 млрд. Br, или 0,1% к ВВП, а республиканского бюджета — 668,1 млрд. Br, или 0,2% к ВВП. Такой результат, по оценке Минфина, сложился преимущественно за счет сдерживания непервоочередных расходов. Приходится отметить, что столь же «сдержанно» вела себя и доходная часть бюджета, пополнение которой обеспечивают в основном косвенные налоги.

По итогам I полугодия т.г. профицит бюджета сектора государственного управления составил 494,3 млрд. Br, или 0,1% к ВВП, а республиканского бюджета — 668,1 млрд. Br, или 0,2% к ВВП. Такой результат, по оценке Минфина, сложился преимущественно за счет сдерживания непервоочередных расходов. Приходится отметить, что столь же «сдержанно» вела себя и доходная часть бюджета, пополнение которой обеспечивают в основном косвенные налоги.

По данным Минфина, доходы бюджета сектора государственного управления за январь–июнь 2014 г. сложились в сумме 140 276 млрд. Br, расходы — 139 781,7 млрд., а республиканского бюджета — 54 916,9 млрд. и 54 248,8 млрд. Br соответственно. При этом первые выполнены на 45,9 и 46% уточненного годового плана, а вторые — на 42,5 и 42%. Отметим также, что в сопоставимых ценах (с учетом индекс-дефлятора ВВП) доходы бюджета сектора государственного управления сократились на 8,2%, расходы — на 4,5%, а республиканского бюджета — на 8,1 и 7,8% соответственно.

Из графика выбились практически все основные поступления в бюджет. Так, за январь–июнь т.г. поступление НДС составило 31 341,2 млрд. Br (47,2% уточненного годового плана), что на 3,7% больше, чем в I полугодии прошлого года, налога на прибыль — 6160,1 млрд. (31,2% плана) — на 63,9% меньше. Акцизы поступили в сумме 9554,3 млрд. Br (42% плана), что на 7% больше, чем год назад, а доходы от внешнеэкономической деятельности — 8715,9 млрд. (33,4% плана), на 39,9% меньше. Поступления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составили 44 914,7 млрд. Br (47,3% плана), что на 2,9% больше, чем годом ранее.

По состоянию на 1.07.2014 г. задолженность по налогам и сборам составила 127 млрд. Br и сократилась за июнь на 102,4 млрд. Br. Наполнение бюджета происходит в основном за счет косвенных налогов — акцизов и НДС. Неудивительно, что власти планируют повысить их ставки, что обеспечит стабильное поступление доходов казны, как бы ни складывалась в дальнейшем ситуация с финансовыми результатами предприятий. В случае их дальнейшего ухудшения или сохранения на нынешнем уровне планируемое снижение ставки налога на прибыль до 15% не слишком отразится на бюджете, но и инвестиционные возможности субъектов хозяйствования не улучшит.

Отставание доходов вынуждает власти ограничивать расходную часть бюджета. Так, в январе–июне расходы на общегосударственную деятельность составили 21 716,6 млрд. Br (40,9% плана), что на 3,1% меньше, чем в I полугодии прошлого года, финансирование национальной экономики — 15 085,6 млрд. Br (46,4% плана) — на 17,1% меньше, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и СМИ, ФСЗН) направлено 85 962,9 млрд. Br (47,6% плана), что на 3,1% меньше, чем год назад. Таким образом, состояние экономики заставляет сокращать основные расходы и требовать от субъектов хозяйствования все больше самостоятельности в обеспечении финансовыми ресурсами.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by