Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
ВЭД
08.04.2022 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №26 (2523) от 08.04.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Санкции меняют вектор экспорта белорусских стройматериалов

Фото: freepik.com

Строительство, как и многие другие секторы белорусской экономики, оказалось под санкционным давлением. Нарушение логистических цепочек, нехватка сырья, закрытие традиционных рынков – вот неполный перечень вызовов, с которым пришлось столкнуться компаниям отрасли.

Возможности развития строительного сектора Беларуси в 2022 г. обсудили 6 марта представители отрасли. Председатель оргкомитета профессионального конкурса на соискание премии за достижения в строительстве «Лидеры в строительстве» Александр Патутин отметил, что для экономики страны стройотрасль всегда была значимой. На ее долю в ВВП традиционно приходилось до 8%. Здесь созданы сотни тысяч рабочих мест. 

Сегодня, по словам Александра Патутина, строительство находится в непростой и одновременно уникальной ситуации. Центр поддержки предпринимательства «Деловые медиа», которым руководит Александр Патутин, мониторит ситуацию на рынке. По данным компании, многие предприятия не снижают продуктивности и продолжают успешно работать, хотя и сталкиваются с определенными трудностями. Более того, по мнению эксперта, с уходом западных производителей на строительном рынке Беларуси освобождаются огромные ниши. Одновременно взлетел спрос на строительную продукцию как на внутреннем (например, на материалы для индивидуального жилищного строительства), так и на внешнем рынках. Последняя тенденция, пояснил Александр Патутин, связана с тем, что многие зарубежные производители из-за повышения цен на энергоносители либо приостановили свою деятельность, либо были вынуждены поднять цены на свои товары.

Этот кейс подтвердил директор завода керамзитового гравия (Новолукомль) Михаил Лазарашвили. Он заверил, что спрос на продукцию его завода ажиотажный. Загрузка производства – 100%. В марте предприятие вышло на рекордный объем – около 10 млн штук условного кирпича. При этом традиционно 70–75% продукции завода уходит на внутренний рынок, поскольку стеновые и строительные материалы неэффективно возить на большие расстояния. 

На внешний рынок традиционно приходится 25–30% поставок. И здесь уже не все безоблачно. Михаил Лазарашвили заявил о неприкрытом давлении на партнеров в Евросоюзе, от которых требуют отказа от белорусской продукции. 

«На сегодняшний момент наши партнеры не отказываются. Более того, они готовы по образцу торговли российским газом за рубли переходить на оплату в белорусских, российских рублях, лишь бы только мы не останавливали отгрузку нашей продукции», – заверил он.

Вместе с тем полной определенности пока нет, и завод, по словам директора, намерен ориентироваться на обстоятельства, которые будут возникать с течением времени.

Вместе с тем Михаил Лазарашвили признает, что санкционная спираль раскручивается довольно быстро. Цементосодержащие изделия попали в черный список, их экспорт из Беларуси, в т.ч. керамзитовых блоков завода, будет прекращен 2 июня. Предвидя возможные последствия, на предприятии пользуются временным лагом, чтобы переориентировать часть экспортных потоков. 

Так, более пристальное внимание планируется уделить рынку России. По словам директора, на российском рынке пока нет аналогов технологиям, которых достигло его предприятие. Поэтому предстоит работа со строительными организациями и застройщиками с тем, чтобы они перестроились и «пошли по этому современному пути развития стройиндустрии».

Кроме того, предстоит сломать определенный стереотип, который сложился в Российской Федерации в отношении белорусских строительных материалов. 

«В России придерживаются мнения, что белорусская продукция – это дешевый доступный строительный материал. Хотелось бы эту точку зрения изменить. Он качественный. Технологически превосходит российские аналоги и, соответственно, относится к более высокой ценовой категории. Мы такой имидж своей продукции поддерживаем», – подчеркнул Михаил Лазарашвили.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by