Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
ВЭД
30.01.2024 13 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №8(2702) от 30.01.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нарушения на границе дорого обходятся населению и бизнесу

Сергей Хмылко

Ежедневно госграницу Беларуси пересекают большие потоки людей и товаров, принадлежащих бизнесу. При этом нередко возникают ситуации, когда и для физлиц, и для юрлиц пересечение границы оборачивается серьезным наказанием. Почему?

В 2023 г. таможенными органами выявлено 371 преступление, пресечено свыше 41 тыс. нарушений, в бюджет поступило более 50 млн руб.

Традиционно особое внимание таможенные органы уделяют попыткам незаконного перемещения наличной валюты. В прошлом году выявлено свыше тысячи фактов незаконного перемещения наличных денежных средств через белорусский участок таможенной границы ЕАЭС. По данным ГТК, сумма изъятой валюты (в рублевом эквиваленте) превысила 17 млн руб.

Нарушения, выявляемые на границе, влекут как административную, так и уголовную ответственность. Так почему же даже добросовестные граждане допускают нарушения? Насколько наказание сопоставимо с тяжестью правонарушения? Как населению и бизнесу снизить вероятность проблем, которые могут возникнуть во время прохождения таможенного контроля?

На эти и другие вопросы «ЭГ» попросила ответить адвоката Минской городской коллегии адвокатов Сергея Хмылко.

– С какими проблемами, по вашим наблюдениям, часто сталкиваются физические лица, пересекая границу?

– Судя по обращениям, которые поступают к адвокатам, у граждан основная проблемаперевозка денежных средств через границу. Подавляющее большинство допустивших такие нарушения не знают правил перевозки наличных денежных средств и не декларируют суммы свыше 10 тыс. USD в эквиваленте.

Проблема в том, что наказание за такое нарушение предусмотрено весьма суровое, а именно – конфискация всех средств, превышающих названную сумму. Один из последних случаев: семья перевози­ла несколько сот тысяч долларов, и, конечно, конфискация практически всей этой суммы – очень болезненный удар для людей.

Граждане проходят по «зеленому коридору», не зная о порядке декларирования, или хотят получить разъяснения непосредственно на границе. Соответственно, видя сотрудника таможни, который находится в «зеленом коридоре», они направляются к нему, чтобы задать вопрос, проконсультироваться и честно отвечают на вопрос о сумме провозимой валюты. Однако сам факт пересечения линии «зеленого коридора» может привести к конфискации денежных средств, если семья или отдельный человек везет сумму свыше 10 тыс. USD.

На мой взгляд, в таких случаях наказание в виде конфискации денежных средств не соизмеримо нарушению при доказанности, что умысла нарушать законодательство у людей не было, а деньги имеют легальное происхождение.

Правило о декларировании денег (а это мировой стандарт) направлено на предотвращение оборота наличных денег, полученных преступным путем. Конечно, если будет установлено, что лицо скрывало крупную сумму или что отсутствует легальный источник происхождения такой суммы, то конфискация обоснована.

Однако, судя по моей практике, все физические лица, в отношении которых были выявлены нарушения, – это не криминальные элементы, а обычные семьи, перевозя­щие свои накопления.

– Какие частые нарушения на таможне в 2023 г. допускали субъекты хозяйствования?

– Проблемы бизнеса, возникающие на границе, часто связаны с нарушениями в части документального оформления импортируемого товара. Есть очевидные умышленные нарушения, а есть неочевидные, спорные, которые не заслуживают сурового наказания.

Очевидные нарушениям, встречающиеся в практике, следующие: неуказание в документах части товара, занижение стоимости, грубое искажение веса товара.

Неочевидные нарушения: незначительная пересортица в товаре, перевозка товара в разобранном виде, путаница с документами, техническая ошибка при заполнении декларации, незначительное отклонение веса (1–2%), неверное определение кода ТН ВЭД для товара.

Во всех этих случаях субъекту хозяйствования может быть вменено в вину недостоверное таможенное декларирование. Санкция за такие нарушения предусматривает внушительный штраф – до 30% от стоимости товара.

Да, это более либеральный подход, потому что до 2018 г. за такие нарушения вообще была предусмотрена конфискация товара.

– Удается ли субъектам хозяйствования оспорить в судебном порядке претензии таможенных органов, когда существует дисбаланс между характером нарушения и наказанием?

– В единичных случаях удается их полностью оспорить, но гораздо чаще суд частично удовлетворяет требования таможни и привлекает к ответственности. В этом случае удается добиваться минимального наказания, в моей практике – это 0,5% от стоимости товара.

Что касается вопроса о дисбалансе между характером нарушения и степенью наказания, то могу рассказать о конкретных ситуациях, с которыми сталкивался бизнес, в т.ч. в 2023 г.

Когда перевозчик декларирует один товар, а в грузовике находится совершенно другой либо стоимость товара очевидно занижена – это умышленное и грубое нарушение. Можно согласиться с тем, что за такие нарушения нужно вменять большой штраф.

Но как и в случае с физлицами, к адвокатам часто обращаются те субъекты хозяйствования, которые неумышленно допускают нарушения на границе. Для этой категории декларантов размеры штрафов, на мой взгляд, можно предусмотреть ниже, чем для злостных нарушителей.

Например, описка в таможенной декларации в части указания веса (перепутаны данные брутто и нетто) приводила к доначислению таможенной пошлины на сумму более миллиона рублей.

По нашей жалобе ГТК это решение отменил, но это заняло примерно 5 месяцев (с арестом счета и крайне затруднительной деятельностью для предприятия).

Другой свежий пример: задекларированный вес груза в 20-тонном контейнере от фактического веса отличался незначительно и устанавливался не путем взвешивания, а расчетным методом, т.е. из контейнера взяли условно 10 единиц товара, взвесили, определили средний вес из 10 единиц и умножили на 6500 единиц, числящихся по документам.

Разница на 20-тонном контейнере оказалась незначительной, но штраф за это нарушение субъекту хозяйствования предусмотрен до 30% стоимости товара. Хотя недоплата таможенной пошлины, возникшая из-за отклонения задекларированного веса груза от фактического, была совсем небольшой.

Также был случай, когда импортер ввозил электронику, и так получилось, что отправитель при загрузке в Польше на поддон загрузил саму электронику (это был б/у товар) и картриджи для ее работы не вставил внутрь, а положил сверху на поддон.

Белорусскому импортеру вменили в вину то, что оргтехнику он задекларировал, а картриджи – нет, хотя это картриджи от этого же товара, который не может без них работать. Тем не менее субъект хозяйствования получил штраф.

К серьезным штрафам иногда приводят ситуации, которые детально не описаны в законодательстве.

– Какие кейсы в данном случае вы имеете в виду?

– Например, иногда физлица покупают автомобили на американских аукционах. Таможенная пошлина считается от стоимости самого автомобиля.

Декларант, обычный гражданин, столкнулся с тем, что ему был присужден большой штраф (10% от цены транспортного средства) за то, что в таможенной декларации он указал стоимость автомобиля по результатам аукциона, но не указал дополнительный аукционный сбор.

Хотя в законодательстве нет четкой нормы, что этот сбор подлежит учету для товара для личного пользования. Но все закончилось в итоге хорошо, городской суд отменил штраф.

Еще один пример ситуации, с которой столкнулся мой клиент: в законодательстве указано, что при перемещении денежных средств на сумму свыше 100 тыс. USD необходимо предъявление документа о происхождении денежных средств. Нормы права о том, какие это документы, нет. Есть разъяснения о том, что это могут быть за документы: договоры отчуждения имущества, чеки о снятии денег в банке и т.п.

Обычный человек понимает, что раз в разъяснении указано о возможности представления договора, то этого достаточно. И вот клиент – гражданин РФ перевозил крупную сумму (в иностранной валюте) и представил в качестве документа о происхождении денежных средств договор продажи автомобиля в РФ за российские рубли.

Вопросов со стороны таможни к нему не было, декларацию приняли, и человек пересек границу. Далее он еще несколько раз представлял декларацию, и вопросов к нему не было. А в очередной раз таможенный орган посчитал, что все предыдущие поездки были с нарушением, т.к. лицо перевозило твердую валюту, а имущество продавало за российские рубли, и это разные денежные средства, поэтому перевозка валюты не подтверждается.

К счастью, благодаря кропотливой подготовительной работе, обращениям в ГТК и в суды субъектам хозяйствования и физлицам иногда удается полностью или частично оспорить вменяемые штрафы. Тем не менее, мое личное убеждение: иногда случается дисбаланс между характером нарушения и величиной наказания.

– Как, по вашему мнению, населению и бизнесу снизить вероятность проблем, которые могут возникнуть во время прохождения таможенного контроля?

– Необходимо очень ответственно относиться к перемещению товаров и денежных средств через границу. Таможенное право для понимания местами непростое, а штрафы за нарушения большие. К сожалению, на границе нет мелких ошибок и на прощение также вряд ли стоит рассчитывать.

Для меня большая проблема людям рассказывать, что при переходе «зеленой линии» с суммой свыше 10 тыс. USD судебная практика исходит из того, что она с большой долей вероятности будет конфискована. Граждане не могут принять то, что данное нарушение так сурово наказывается.

Еще раз подчеркну: к пересечению границы следует относиться очень внимательно.

Груз должен в точности соответствовать инвойсу, коду ТН ВЭД, декларируемый вес должен совпадать с фактическим, а декларируемая стоимость товара – иметь реальное выражение. Забывчивость, перепутывание документов, отсутствие чека и т.п. – все это может повлиять лишь на размер наказания, но не на прекращение дела.

Что касается провоза валюты, то суммы свыше 10 тыс. USD подлежат обязательному декларированию, а при перемещении большей суммы (свыше 100 тыс. USD) необходимо иметь документы, подтверждающие происхождение перевозимых денежных средств именно в этой же валюте.

Поэтому желательно, когда речь идет о трансграничном перемещении большой суммы валюты и грузов, заранее таможенному оформлению уделить особое внимание, чтобы все действия на границе были юридически грамотными.

В качестве тренда прошлого года хочу выделить появление дел о привлечении к ответственности за ввоз товара, который ограничен к свободному ввозу, это товар из перечня постановления Совмина от 06.12.2021 № 700 «О применении специальных мер в отношении отдельных видов товаров». В данном перечне указаны коды ТН ВЭД и встречаются случаи, когда товары имеют очень схожие коды, один из которых попадает в ограничительный список, что выявляется уже после ввоза товара.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений