Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
16.04.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

САМОСОКРАЩЕНИЕ ВЕРТИКАЛИ©

«Модернизация» системы государственных органов Беларуси должна быть в основном завершена до 1 июля т.г. Такое решение содержится в Указе Президента от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее — Указ), вступившем в силу, за некоторым исключением, с даты его подписания. При этом предусматривается сокращение количества работников государственных органов и организаций в среднем на 25%.

«Модернизация» системы государственных органов Беларуси должна быть в основном завершена до 1 июля т.г. Такое решение содержится в Указе Президента от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее — Указ), вступившем в силу, за некоторым исключением, с даты его подписания. При этом предусматривается сокращение количества работников государственных органов и организаций в среднем на 25%.

О том, что численность госслужащих необходимо сократить, говорилось давно. Поле для деятельности весьма обширное: правительство Беларуси состоит из 24 министерств, 7 госкомитетов, 7 госорганизаций, непосредственно подчиненных Совмину, а также нескольких департаментов. Для сравнения: в России всего 18 министерств, в Украине — 16, в Литве — 14, а в Латвии — 13. По подсчетам некоторых экспертов, общая численность белорусских чиновников с учетом работников местных исполнительных и распорядительных органов давно превысила 50 тыс. человек — не считая «силовиков», число которых не разглашается.

С одной стороны, бюрократическая вертикаль к «оптимизации» не способна по определению (она может только расти и крепнуть). С другой — ее содержание обходится стране слишком дорого. Разрешить это противоречие призван Указ № 168. Правда, насколько успешным будет сокращение чиновников, неизвестно — численность госслужащих, работников госорганов и иных госорганизаций (без учета работников по охране и обслуживанию зданий) содержится в приложении 1 к Указу с грифом «для служебного пользования». Известно лишь количество заместителей руководителей госорганов (которое мало изменится по сравнению с нынешним), а также новая типовая структура местных исполнительных и распорядительных органов, порядок установления численности работников аппаратов концернов, госучреждений, непосредственно подчиненных республиканским органам госуправления, бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов областного, базового и первичного уровней, районных и сельских исполкомов. При этом численность исполкомов и местных администраций районов в городах, городских (городов районного подчинения), сельских, поселковых исполкомов устанавливается областными, Минским городским исполкомами в пределах численности работников, закрепленной в приложении 3 к Указу.

Отметим, что п. 2 Указа из-под действия данного акта выведены депутаты Национального собрания Беларуси, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, премьер-министр и его заместители, судьи Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов, а также работники ГТК и силовых ведомств. Все остальные лица, занимающие госдолжности в госорганах и иных госорганизациях, не указанных в приложениях 1 и 3 к Указу, с 1 июля 2013 г., а нотариусы и иные работники государственных нотариальных контор, занимающие госдолжности, с 1 января 2014 г. в установленном порядке утрачивают статус госслужащих.

Совмину до 1.07.2013 г. поручено внести изменения и (или) дополнения в положения о республиканских органах госуправления в целях оптимизации их функций, обеспечить сокращение численности работников аппаратов концернов, в т.ч. Белгоспищепрома и Белнефтехима — не менее чем на 27%, а Беллесбумпрома и Беллегпрома — не менее чем на 15%, внести предложения по реформированию института нотариата, предусматривающие установление единого статуса нотариуса и переход на осуществление нотариальной деятельности на условиях самоуправления и самофинансирования с сохранением за государством функций регулирования такой деятельности и контроля за ней.

До 1 июля руководители госорганов, иных госорганизаций должны привести штатные расписания в соответствие с Указом и перечнем должностей работников, осуществляющих техобслуживание и обеспечивающих деятельность госорганов, не относящихся к госдолжностям, утверждаемым Совмином, а областные и Минский городской исполкомы — привести свою структуру и обеспечить приведение структуры городских, районных исполкомов, местных администраций районов в городах в соответствие с Указом. При этом председателям областных исполкомов в 2013 г. необходимо обеспечить оптимизацию количества сельских (поселковых) исполкомов, а также численности их работников. Кстати, численность администрации местных органов власти сократится на 2856 единиц — до 20 482 сотрудников.

Государственному секретариату Совета Безопасности дано задание до 1.06.2013 г. доложить главе государства об оптимизации структуры и сокращении численности прокурорских работников, работников органов прокуратуры, военных судов и силовых структур. А до 1.01.2014 г. Совмину необходимо обеспечить оптимизацию системы госучреждений, непосредственно подчиненных республиканским органам госуправления, и сокращение численности работников, финансируемых из бюджета, в целом на 25%.

Вместо ликвидации или объединения некоторых министерств произойдет лишь перераспределение отдельных функций. Существенно усиливается роль Минторга, на который Указом возлагается обеспечение соблюдения организациями и гражданами, в т.ч. ИП, законодательства, определяющего правила оптовой и розничной торговли, выполнения работ, оказания услуг, дисциплину цен, требования к качеству реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), а также регулирующего защиту потребительского рынка; проведение единой государственной политики в области госзакупок (ранее входившее в компетенцию Минэкономики); координацию выставочной и ярмарочной деятельности в Беларуси; выдачу (согласование выдачи) лицензий (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕЭП в торговле с третьими странами.

МИДу поручается координация развития товаропроводящей сети и выставочной и ярмарочной деятельности за рубежом, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, деятельности по взаимодействию с ВТО.

На Минэкономики возлагается координация взаимодействия республиканских органов управления, иных госорганизаций, подчиненных Совмину, по вопросам взаимодействия с ЕЭК.

Республиканский трудовой арбитраж ликвидируется. При этом правительству поручено до 1.07.2013 г. обеспечить определение порядка и условий деятельности трудовых арбитражей, которые сохранятся как институт непосредственного разрешения коллективных трудовых споров. Кроме того, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей подчиняется Минэкономики.

Сокращенных чиновников, разумеется, не бросят на произвол судьбы и кое-какие «бонусы» оставят. Так, высвобождаемым госслужащим предоставляется на период до трудоустройства, но не более чем на 12 месяцев со дня увольнения, право на отсрочку возврата (погашения) кредитов на строительство (реконструкцию), приобретение жилья, а также для оплаты обучения при получении первого высшего образования их детьми (о компенсациях кредиторам при этом ничего не говорится). Им предоставляется и право на медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения, в которых они обслуживались до увольнения. В то же время сокращенные в связи с Указом государственные служащие, поступившие на госслужбу в течение 3 месяцев после увольнения, будут обязаны возвратить полученное ими выходное пособие в размере, пропорциональном количеству дней, оставшихся до окончания 3-месячного срока, исчисленного со дня увольнения. При этом правительство должно до 1.05.2013 г. внести на рассмотрение Президента предложения по повышению уровня материального обеспечения госслужащих, не попавших под сокращение.

Персональная ответственность за проведение оптимизации численности госслужащих, применение оснований их увольнения возложена на руководителей соответствующих госорганов и госорганизаций, которые обязаны принять меры по трудоустройству госслужащих, подлежащих высвобождению при реализации Указа, с учетом их профессии, квалификации и ранее занимаемой должности, в т.ч. путем перевода на иную, не связанную с госслужбой работу. Таким образом, получается, что сокращенным чиновникам гарантированы места (скорее всего, руководящие) в многочисленных госпредприятиях или компаниях, так или иначе контролируемых государством. На них-то, похоже, и будет переложено бремя содержания бывших госслужащих. Причем не исключено, что потом оно (бремя) вновь ляжет на бюджет через разнообразные меры господдержки.

Александр ГАНАГО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений