Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Социум
08.06.2004 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок труда: бег на месте

Основным индикатором развития рынка труда принято считать уровень безработицы. Однако он не является исчерпывающим характеризующим показателем...

Основным индикатором развития рынка труда принято считать уровень безработицы. Однако он не является исчерпывающим характеризующим показателем. Для получения достоверной картины надо учитывать регистрируемую безработицу, региональные различия, параметры теневой занятости и скрытой безработицы, макроэкономические условия, формирующие спрос и предложение труда в национальной экономике.

В Беларуси в 2003г. уровень официальной безработицы составил 3,1% от численности экономически активного населения. Однако говорить, что эта цифра отражает реальную картину на рынке труда, нельзя. Например, в Литве официальная безработица в минувшем году была 7,7% (при численности населения 3445,7 тыс. чел.), но ситуация там ничуть не хуже, чем в Беларуси. Для сравнения: средняя заработная плата в Литве составляет 273 USD против 144 USD у нас, минимальная зарплата - 108 USD против 37,7 USD, уровень бедности - 16% против 30,5% в Беларуси.

Высокий уровень безработицы в стране может быть результатом высокого коэффициента обновления контингента безработных, то есть происходит их быстрое выталкивание со старых производств и трудоустройство в новые сферы. Это способствует быстрому продвижению к новой эффективной структуре занятости. В таком случае высокий уровень безработицы - это отражение высокого охвата совокупного рынка труда услугами службы занятости. Поэтому в рыночной экономике уровень безработицы в пределах 5-8% не является тревожным. Вместе с тем возможен вариант, при котором низкий "вход" в безработицу сочетается с низким "выходом", то есть рынок труда приобретает статичный характер и обслуживает одних и тех же лиц (как правило, это низко квалифицированные и длительно безработные), причем уровень безработицы на нем может быть достаточно низким.

Именно такая ситуация характерна для Беларуси. Фактическая безработица у нас значительно выше официальной (по результатам отдельных исследований - в 4 раза). Кроме того, сам уровень безработицы можно считать по-разному. Например, российские коллеги наряду с показателем официальной безработицы используют показатель уровня безработицы, исчисляемого по методологии МОТ (в России в 2003г. он составил 8,5% при 2,2% официальной). Можно рассчитать уровень регистрируемой безработицы (по количеству зарегистрированных безработных в течение года). Для Беларуси в 2003г. он составил 5,5%.

Белорусский рынок труда в условиях административного контроля лишь одного-единственного параметра (уровня официальной безработицы) выработал собственные адаптационные механизмы. К основным из них можно отнести расширение неофициальной части рынка труда и рост фактической безработицы, региональную дифференциацию рынков труда, снижение эффективности занятости, рост иррациональных форм занятости (теневая занятость, скрытая безработица, сохранение избыточной численности работников на микроуровне, сверхзанятость ряда социально-демографических групп и пр.).

Исследование региональных различий в состоянии рынка труда Беларуси позволяет сделать вывод о существенной дифференциации - не только по уровню безработицы, но и по доле лиц, обратившихся в службу занятости, их структуре, конъюнктуре официального рынка труда. Значительно варьируется доля женщин среди обратившихся в службу занятости (например, в Витебской области - в пределах 33-59%), студентов и учащихся, желающих работать в свободное от учебы время (от 11,6% до 42,2%). Достаточно сильны региональные различия за пределами официальной части рынка труда. Например, доля незанятого населения в трудоспособном возрасте колеблется в пределах 6-47,5% (при республиканском значении 14,7%). Еще более значительны различия по уровню доходов населения. Если по Беларуси доля прожиточного минимума в среднемесячной зарплате составляет в среднем 37,7%, то в разрезе городов этот показатель варьируется в диапазоне от 16,3% до 96,3%.

Рынок труда более динамичен в зависимости от экономической активности в регионе и наоборот, при ухудшении региональных показателей социально-экономического развития приобретает застойный характер. Исследование региональных различий в состоянии белорусского рынка труда показало, что сильную связь с динамикой фактической безработицы имеют показатели, характеризующие число субъектов спроса на труд в регионе - количество малых и промышленных предприятий. Чем больше свободных рабочих мест и вакансий в регионе, тем ниже будет уровень фактической безработицы. В регулировании белорусского рынка труда это сводится к установлению заданий по созданию новых рабочих мест и поддержанию существующих. То есть вместо того чтобы создавать экономические условия для появления новых рабочих мест (стимулирование развития предпринимательства, упрощение налогообложения и пр.), административно задаются параметры их сохранения.

Вместе с тем следует отметить, что количество и качество рабочих мест в экономике (т.е. спрос на труд) формируются под влиянием макроэкономических явлений: совокупных доходов домохозяйств, предприятий, государства и инвестиционной активности в стране. Поэтому административные задания по созданию новых рабочих мест или сохранению действующих оказываются, как правило, малоэффективными. Такие рабочие места будут просто непривлекательными в глазах работников (из-за низкой заработной платы) и экономически нецелесообразными для работодателей, большинство их которых на данный момент, наоборот, заинтересованы в сокращении персонала. В итоге рабочая сила курсирует между давно существующими и, в общем-то, малоэффективными рабочими местами, воспроизводя тем самым сложившуюся структуру занятости. Поэтому модель белорусского рынка труда представляет собой замедленный бег на месте.

В целом в Беларуси проводится политика поддержания официальной безработицы на минимальном пороге естественного уровня безработицы. Но он в силу необходимости структурной перестройки экономики по логике должен расти. Поэтому основные усилия нужно направить не на ограничение растущей безработицы, а на помощь национальной экономике в проведении эффективной реструктуризации производства и занятости.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений