Рынок труда: бег на месте
Основным индикатором развития рынка труда принято считать уровень безработицы. Однако он не является исчерпывающим характеризующим показателем...
В Беларуси в 2003г. уровень официальной безработицы составил 3,1% от численности экономически активного населения. Однако говорить, что эта цифра отражает реальную картину на рынке труда, нельзя. Например, в Литве официальная безработица в минувшем году была 7,7% (при численности населения 3445,7 тыс. чел.), но ситуация там ничуть не хуже, чем в Беларуси. Для сравнения: средняя заработная плата в Литве составляет 273 USD против 144 USD у нас, минимальная зарплата - 108 USD против 37,7 USD, уровень бедности - 16% против 30,5% в Беларуси.
Высокий уровень безработицы в стране может быть результатом высокого коэффициента обновления контингента безработных, то есть происходит их быстрое выталкивание со старых производств и трудоустройство в новые сферы. Это способствует быстрому продвижению к новой эффективной структуре занятости. В таком случае высокий уровень безработицы - это отражение высокого охвата совокупного рынка труда услугами службы занятости. Поэтому в рыночной экономике уровень безработицы в пределах 5-8% не является тревожным. Вместе с тем возможен вариант, при котором низкий "вход" в безработицу сочетается с низким "выходом", то есть рынок труда приобретает статичный характер и обслуживает одних и тех же лиц (как правило, это низко квалифицированные и длительно безработные), причем уровень безработицы на нем может быть достаточно низким.
Именно такая ситуация характерна для Беларуси. Фактическая безработица у нас значительно выше официальной (по результатам отдельных исследований - в 4 раза). Кроме того, сам уровень безработицы можно считать по-разному. Например, российские коллеги наряду с показателем официальной безработицы используют показатель уровня безработицы, исчисляемого по методологии МОТ (в России в 2003г. он составил 8,5% при 2,2% официальной). Можно рассчитать уровень регистрируемой безработицы (по количеству зарегистрированных безработных в течение года). Для Беларуси в 2003г. он составил 5,5%.
Белорусский рынок труда в условиях административного контроля лишь одного-единственного параметра (уровня официальной безработицы) выработал собственные адаптационные механизмы. К основным из них можно отнести расширение неофициальной части рынка труда и рост фактической безработицы, региональную дифференциацию рынков труда, снижение эффективности занятости, рост иррациональных форм занятости (теневая занятость, скрытая безработица, сохранение избыточной численности работников на микроуровне, сверхзанятость ряда социально-демографических групп и пр.).
Исследование региональных различий в состоянии рынка труда Беларуси позволяет сделать вывод о существенной дифференциации - не только по уровню безработицы, но и по доле лиц, обратившихся в службу занятости, их структуре, конъюнктуре официального рынка труда. Значительно варьируется доля женщин среди обратившихся в службу занятости (например, в Витебской области - в пределах 33-59%), студентов и учащихся, желающих работать в свободное от учебы время (от 11,6% до 42,2%). Достаточно сильны региональные различия за пределами официальной части рынка труда. Например, доля незанятого населения в трудоспособном возрасте колеблется в пределах 6-47,5% (при республиканском значении 14,7%). Еще более значительны различия по уровню доходов населения. Если по Беларуси доля прожиточного минимума в среднемесячной зарплате составляет в среднем 37,7%, то в разрезе городов этот показатель варьируется в диапазоне от 16,3% до 96,3%.
Рынок труда более динамичен в зависимости от экономической активности в регионе и наоборот, при ухудшении региональных показателей социально-экономического развития приобретает застойный характер. Исследование региональных различий в состоянии белорусского рынка труда показало, что сильную связь с динамикой фактической безработицы имеют показатели, характеризующие число субъектов спроса на труд в регионе - количество малых и промышленных предприятий. Чем больше свободных рабочих мест и вакансий в регионе, тем ниже будет уровень фактической безработицы. В регулировании белорусского рынка труда это сводится к установлению заданий по созданию новых рабочих мест и поддержанию существующих. То есть вместо того чтобы создавать экономические условия для появления новых рабочих мест (стимулирование развития предпринимательства, упрощение налогообложения и пр.), административно задаются параметры их сохранения.
Вместе с тем следует отметить, что количество и качество рабочих мест в экономике (т.е. спрос на труд) формируются под влиянием макроэкономических явлений: совокупных доходов домохозяйств, предприятий, государства и инвестиционной активности в стране. Поэтому административные задания по созданию новых рабочих мест или сохранению действующих оказываются, как правило, малоэффективными. Такие рабочие места будут просто непривлекательными в глазах работников (из-за низкой заработной платы) и экономически нецелесообразными для работодателей, большинство их которых на данный момент, наоборот, заинтересованы в сокращении персонала. В итоге рабочая сила курсирует между давно существующими и, в общем-то, малоэффективными рабочими местами, воспроизводя тем самым сложившуюся структуру занятости. Поэтому модель белорусского рынка труда представляет собой замедленный бег на месте.
В целом в Беларуси проводится политика поддержания официальной безработицы на минимальном пороге естественного уровня безработицы. Но он в силу необходимости структурной перестройки экономики по логике должен расти. Поэтому основные усилия нужно направить не на ограничение растущей безработицы, а на помощь национальной экономике в проведении эффективной реструктуризации производства и занятости.