Как не нарваться на штраф: ездим на электросамокате по правилам
Примерно с середины марта стартует сезон проката электросамокатов. Самое время вспомнить правила передвижения на них, чтобы этот процесс был безопасным и для владельца электросамоката, и для окружающих.
«Электросамокатчик» – это пешеход
Передвижение на электросамокате регулируется Правилами дорожного движения, утв. Указом от 28.11.2005 № 551 (далее – ПДД).
ПДД определено, что электросамокат наряду с гироскутером, сигвеем, моноколесом и пр. относится к средствам персональной мобильности (далее – СПМ) и транспортным средством не является.
В свою очередь, лицо, передвигающееся на СПМ, приравнивается к пешеходу.
Таким образом, для тех, кто пользуется электросамокатами, действуют нормы, установленные для пешеходов (они приведены в главе 4 ПДД). Рассмотрим положения этой главы, касающиеся езды на электросамокатах.
Соблюдайте скоростной режим
Многим наверняка знакомо неприятное чувство, возникающее, когда мимо со свистом проносится лихой «электросамокатчик». Вполне естественно в этой ситуации задуматься о максимально допустимой скорости его передвижения.
И, конечно же, такое ограничение установлено – ПДД запрещают передвигаться на электросамокатах (и других СПМ) со скоростью более 25 км/ч.
В некоторых случаях действуют еще более жесткие ограничения. В частности, это касается Минска. В прошлом году здесь был запущен пилотный проект, в котором участвуют 4 шеринговые компании по аренде самокатов: посредством системы навигации отслеживаются маршруты передвижения СПМ и фиксируются участки с наибольшей интенсивностью движения. На отдельных участках уже введено ограничение скорости до 15 и до 20 км/ч. Впоследствии владельцы компаний могут наложить на самых оживленных участках программные ограничения скорости для СПМ от 5 до 10 км/ч.
А в начале этого весеннего сезона планируется ввести ограничение передвижения либо снижение скорости для самокатов в районе пл. Я. Коласа и прилегающих к ней пешеходных зон.
Какие у «электросамокатчиков» права…
Лица, использующие СПМ, имеют право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по велосипедному переезду на нерегулируемом и регулируемом пешеходных переходах.
Такие лица имеют преимущество перед водителями на нерегулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах и регулируемых переходах и переездах при одновременном для них и водителей разрешающем сигнале регулировщика или светофора, а также на велосипедных дорожках.
Кстати, пешеходы, двигаясь в отсутствие тротуаров или пешеходной дорожки по велосипедной дорожке, должны не создавать препятствий для движения на электросамокатах.
В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории «электросамокатчикам» разрешено движение по тротуару, обочине и проезжей части дороги. Они имеют преимущество перед транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать их движению (п. 135 Правил).
… и какие обязанности
Двигаться на электросамокате следует по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов.
Электросамокат должен иметь исправные тормоза и рулевое управление.
В темное время суток или при недостаточной видимости дороги нужно обозначить себя световозвращающим элементом (элементами), а на электросамокате должна быть установлена и включена фара (фонарь).
Пересекать проезжую часть дороги на электросамокате следует по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а в случае их отсутствия – в местах для пешеходов. При этом нужно убедиться, что выезд на дорогу безопасен, и придерживаться скорости, характерной для идущего шагом пешехода.
Если поблизости нет велосипедного переезда, подземного, надземного, наземного пешеходного перехода и перекрестка, пересекать проезжую часть дороги надо по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть безопасен и своими действиями «электросамокатчик» не создаст препятствий для движения транспортных средств.
Кроме того, при пересечении проезжей части в отсутствие всего вышеперечисленного в темное время суток рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
Жесткого требования по наличию защитного шлема в ПДД нет, но использовать его также рекомендуется.
Что запрещено
Один из запретов мы уже называли – нельзя передвигаться на электросамокате со скоростью более 25 км/ч.
Кроме того, «электросамокатчикам» запрещено:
– передвигаться в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотиков, психотропов, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотики и прочие одурманивающие вещества после требования милиционера об остановке до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния человека;
– перевозить других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией электросамоката. Иными словами, нельзя везти на самокате ребенка, поставив его перед собой, равно как и двое взрослых не могут ехать на одном таком СПМ стоя;
– ездить, не держась за руль;
– кататься на электосамокате в возрасте до 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон);
– при выходе (выезде) на проезжую часть дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения.
Не пропустите знак запрета
В городах и других населенных пунктах есть места, в которых ездить на электросамокатах нельзя. Для обозначения таких мест в ПДД предусмотрен знак 3.35 «Движение на средствах персональной мобильности запрещено». Он представляет собой круг с красной каймой и белым полем, в который вписана схематичная фигурка человека на самокате черного цвета, перечеркнутая красной чертой.
Штрафы для нарушителей
Поскольку «электросамокатчик» приравнен к пешеходу, то ответственность за нарушения при езде он несет по ст. 18.20 КоАП.
Штраф по ней за нарушение правил дорожного движения составляет от 1 до 3 БВ (сейчас от 40 до 120 руб.).
За нарушение ПДД в состоянии любого вида опьянения, а также за отказ от прохождения проверки (освидетельствования) для определения такого состояния предусмотрен штраф от 3 до 5 БВ (120 – 200 руб.).
Если действия «электросамокатчика» привели к созданию аварийной обстановки, придется заплатить от 3 до 8 БВ (120 – 320 руб.).
Самый серьезный штраф грозит за причинение в результате нарушения легкого телесного повреждения другому человеку или оставление места ДТП – от 5 до 20 БВ (200–800 руб.).
Чат-бот для недовольных
По сообщению СМИ, ориентировочно в апреле-мае этого года в Минске запустят чат-бот для оперативного решения вопросов, связанных с парковкой шеринговых самокатов и прочих СПМ.
«Граждане, подразделения, службы города смогут проинформировать, если СПМ мешают содержанию, уборке улично-дорожной сети, создают неудобства жителям. Организации быстро отреагируют и исправят ситуацию», – отметил замначальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович.