$

2.5248 руб.

2.9835 руб.

Р (100)

3.4518 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Цены

Рынок риэлтерских услуг: вопросы ценообразования

06.04.2021
Рынок риэлтерских услуг: вопросы ценообразования
Фото: freepik

Риэлтерская деятельность в Беларуси строго регламентирована законодательством: порядок оплаты и тарифы на данные услуги утверждены правительством. Об особенностях ценообразования на рынке риэлтерских услуг – далее в материале.

 

Какими нормативными правовыми актами регламентируются вопросы ценообразования на риэлтерские услуги?

Перечень товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются Сов­мином, государственными органами (организациями) (далее – Перечень), определен Указом от 25.02.2011 № 72 «О некоторых воп­росах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72). Данным Указом полномочия по регулированию цен на риэлтерские услуги предоставлены Совмину.

Риэлтерская деятельность регулируется Указом от 09.01.2006 № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 15). В документе определено, что цены (тарифы) на риэлтерские услуги, в т.ч. услуги по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости, оплата которых осуществляется в процентном отношении от стоимости объекта недвижимости, указываемой юридическими или физическими лицами в договоре купли-продажи, устанавливает Совмин (подп. 1.3-1 п. 1 Указа № 15).

Тарифы (ставки) на риэлтерские услуги, в т.ч. по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости, определены постановлением Совмина от 14.03.2008 № 386 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 140» (далее – постановление № 386).

Тарифы на риэлтерские услуги установлены в базовых величинах. Фактически применяемый способ регулирования – установление фиксированных тарифов.

 

Можно ли предоставлять скидки с установленных тарифов?

Порядок установления и применения цен (тарифов), регулируемых Указом № 72, определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением Минэкономики от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111).

Частью 1 п. 10 Инструкции № 111 установлено, что производители при оказании услуг могут предоставлять скидки с отпускных цен (тарифов). Однако в ч. 4 п. 10 Инструкции № 111 указано, что изменение фиксированных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), не допускается.

Таким образом, организации, оказывающие риэлтерские услуги, не вправе применять скидки с установленных тарифов на услуги.

 

Требуется ли составлять экономическое обоснование применяемых тарифов?

Подпунктом 2.1-1 п. 2 Указа № 72 определена обязанность составления экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в Перечень. Однако этим же подпунктом установлены случаи, когда обоснование составлять не требуется. Одним из таких случаев является применение фиксированных цен (тарифов), установленных законодательством. Поскольку постановлением № 386 установлены фиксированные тарифы на риэлтерские услуги, законодательно определенная обязанность по экономическому обоснованию применяемых тарифов отсутствует.

 

Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение дисциплины цен на рынке риэлтерских услуг?

Меры ответственности за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством тарифов на риэлтерские услуги предусмотрены законодательством по ценам и законодательством, регулирующим риэлтерскую деятельность.

За нарушение ценового законодательства административная ответственность предусмотрена ст. 13.2 КоАП.

Частью 2 ст. 13.2 КоАП определена ответственность субъекта хозяйствования за нарушение установленных уполномоченными государственными органами фиксированных цен (тарифов) в виде штрафа в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации, и расчетной величиной выручки от реализации по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством. Этой же частью ст. 13.2 КоАП преду­смотрена ответственность дол­жностного лица в размере до 20 базовых величин (БВ).

В ч. 1 ст. 13.2 КоАП установлена ответственность должностного лица за нарушение установленного порядка формирования и применения цен в размере до 40 БВ.

В рамках законодательства, регулирующего риэлтерскую деятельность, предусмотрена ответственность вплоть до лишения лицензии.

 

Можно ли изменить уровень тарифов на риэлтерские услуги при невозможности их соблюдения?

Порядок действия организации, не имеющей возможности применять фиксированные цены (тарифы), установленные государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), определен в п. 14 Инструкции № 111. В частности, данным пунктом установлено, что в случае необходимости изменения фиксированных цен субъекты хозяйствования должны представить в государственные органы, осуществляющие регулирование цен (тарифов), следующие документы:

– проект документа, содержащий цены (тарифы);

– пояснительную записку по обоснованию вносимых предложений;

– плановую и фактическую калькуляцию с расшифровкой статей затрат;

– показатели финансово-экономической деятельности, в т.ч. данные о фактической рентабельности производства (продаж) товаров (работ, услуг).

Изменение цен можно произвести только с разрешения государственного органа, осуществляющего регулирование цен.

Автор публикации: Сергей КОВАЛЬЧУК, эксперт-консультант по вопросам ценообразования


***
Менеджмент: рубрики
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное