Россия не знает, куда пристроить 23 миллиарда долларов
По данным Минфина России, объем средств фонда национального благосостояния (ФНБ) на 1 октября 2019 г. достиг 7,9 трлн RUB, или 123 млрд USD, что составляет 7,3% ВВП. Однако ликвидная часть фонда пока ниже установленной законодательством «планки» в 7% ВВП, превышение которой приведет к необходимости начала финансирования каких-либо проектов с использованием образовавшегося «излишка» средств.
Аналитики Центра макроэкономических исследований при Сбербанке России (далее – ЦМИ) изучили ситуацию с ФНБ и оценили варианты, которые власти России могут использовать для такого инвестирования. Напомним, что ФНБ создавался для решения двух основных задач:
1) накопление средств для финансирования госрасходов в случае существенного снижения нефтяных цен;
2) «помощь» Пенсионному фонду, бюджет которого имеет хронический дефицит.
За счет каких средств был образован фонд? В России действует так называемое бюджетное правило, согласно которому все доходы, полученные от продажи нефти по цене выше «порогового» значения, заложенного в бюджете (сейчас это 40 USD за баррель), должны использоваться Минфином для приобретения валюты на открытом рынке и размещения ее в ФНБ. В результате применения этого механизма курс российского рубля меньше зависит от нефтяных цен.
При этом постоянные покупки валюты не позволяют рублю сильно укрепиться, что позитивно влияет и на конкурентоспособность экспортеров, и на состояние бюджета. Аналитики ЦМИ считают, что ликвидная часть ФНБ превысит 7% ВВП уже в следующем году, и это превышение будет немалым – порядка полутора триллионов российских рублей, или около 23 млрд USD.
Дальнейшее накопление средств в ФНБ, по мнению ЦМИ, особого смысла не имеет. В условиях высокой цены на нефть объем фонда продолжит расти быстрыми темпами, при этом сдерживая экономический рост. В то же время уже сейчас объем ликвидной части фонда позволяет финансировать российский бюджет в течение нескольких лет.
Гораздо более целесообразным выглядит инвестирование накопленных в ФНБ средств в экономику, и правительство России рассматривает несколько вариантов такого инвестирования.
Прежде всего, это финансирование проектов внутри страны. В краткосрочном периоде увеличение государственных инвестиций внесет положительный вклад в экономический рост. Другим возможным проектом может стать предоставление льготных кредитов покупателям российского несырьевого экспорта. Последний рассматриваемый вариант – покупка иностранных финансовых активов. На сегодняшний день лишь часть средств ФНБ в размере около 1,5% ВВП размещена в зарубежных государственных облигациях и на депозитах в банках.
Не исключено, что правительство выберет не один из приведенных вариантов инвестирования, а остановится на комбинации всех трех предложенных мер. Вместе с тем пока не понятно, как Минфин будет конвертировать ликвидную часть ФНБ, который сформирован в валюте, в российские рубли. Если министерство будет просто продавать валюту на открытом рынке, рубль неизбежно укрепится. В результате это окажет негативное влияние как на экспорт, так и на доходы бюджета.
Кроме того, использование всех средств фонда свыше 7% ВВП фактически восстановит зависимость курса рубля от цены на нефть, чего российским властям очень бы не хотелось. Поэтому такой цели правительство России не ставит, планируя направить на инвестиционные проекты в первый год превышения лишь 15–20% от средств, накопленных сверх порогового значения. В следующем году эта сумма составит около 300 млрд RUB, что, по оценкам ЦМИ, приведет к незначительному увеличению ВВП.
Зато долгосрочный эффект от инвестирования может дать гораздо больший эффект. По оценкам ЦМИ, при использовании всех средств ФНБ свыше 7% ВВП в течение трех лет экономика может дополнительно ускориться приблизительно на 2%. Однако во многом результат будет определяться качеством реализуемых проектов.