Вопрос-ответ
27.01.2004 4 мин на чтение
мин
Реструктуризация задолженности по Указу N 36 и премирование
Распространяются ли нормы п.2 Указа Президента от 13.08.1996г. N 292 на предприятия, получившие государственную поддержку в соответствии с Указом Президента от 2003-01-23г. N 36? В.ВИННИЧЕНКО, зам. генерального директора по экономике и финансам ОАО ...
Распространяются ли нормы п.2 Указа Президента от 13.08.1996г. N 292 на предприятия, получившие государственную поддержку в соответствии с Указом Президента от 2003-01-23г. N 36?
В.ВИННИЧЕНКО, зам. генерального директора по экономике и финансам ОАО "ДСТ-2, г.Гомель"
В соответствии с п.2 Указа от 13.08.1996г. N 292 "О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени" (далее -- Указ N 292) запрещены начисление и выплата всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1.01.1996г., до полного погашения этими юрлицами задолженности перед бюджетом.
Согласно п.2 Указа от 2003-01-23г. N 36, вступившего в силу со 2.03.2003г. (далее -- Указ N 36), задолженность юрлиц по налогам и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и (или) по обязательным платежам в Фонд социальной защиты населения (далее -- Фонд соцзащиты), числящаяся по данным учета налоговых органов, органов Фонда соцзащиты, а также задолженность юрлиц по экономическим санкциям и пеням за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве, примененным (начисленным) налоговыми органами, органами Фонда соцзащиты, по состоянию на 1.01.2003г. подлежала реструктуризации.
Указ N 36 предоставил всем, имеющим задолженность по названным платежам, возможность улучшить свое финансовое состояние путем реструктуризации такой задолженности.
Однако нормы п.2 Указа N 292, запрещающие премирование должностных лиц организаций, имеющих задолженность по платежам в бюджет, до полного расчета юрлиц по указанной задолженности и вне зависимости от состояния задолженности (реструктуризована задолженность либо нет) сохраняют свое действие.
Аналогичную точку зрения по изложенному вопросу высказали Минюст (письмо от 2003-04-23г. N 04-03-10/3715), Минтруда и соцзащиты (письмо от 2003-04-24г. N 03-02-09/1983), а также Минфин и Минэкономики.
Отметим, что отсрочку уплаты задолженности согласно Указу N 36 впервые смогли получить практически все юрлица, имеющие на определенную дату долги перед бюджетом. Такая масштабность государственной поддержки не могла не изменить отношения к ней, как к индивидуальной преференции, предоставляемой в исключительных случаях. Напряженность в исполнении доходной части бюджета, значительная сумма задолженности субъектов предпринимательской деятельности по платежам в бюджет требуют активизации работы всех государственных органов по применению мер ответственности к нарушителям платежно-финансовой дисциплины в рамках законодательства.
Кроме того, основанием для получения государственной преференции явилось соответствующее решение Президента, что не может быть расценено как эффективная работа руководителей и главных специалистов предприятий, получивших отсрочку, по погашению имеющейся задолженности перед бюджетом для их премирования.
Таким образом, сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, по уплате которых юрлицам в соответствии с законодательством предоставлена отсрочка, является неисполненным в срок обязательством и на эти суммы распространяется действие норм, установленных п.2 Указа N 292.