Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Банки и расчеты
28.02.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Реструктуризация долга: — вид изнутри кредитного портфеля

Реструктуризация долга: -- вид изнутри кредитного портфеляСпад в экономике значительно затруднил для многих компаний обслуживание кредитов. Условия заимствования, казавшиеся ранее приемлемыми, оказались вдруг непосильными: не хватает денег для оплаты обязательств, времени на реализацию проектов. Если в отношении основной деятельности руководители и собственники бизнеса понимают важность принятия своевременных мер, то работе с кредиторами по-прежнему уделяется недостаточно внимания. О том, что нужно сделать, чтобы договориться с банками об изменении порядка погашения кредитов и избежать банкротства, рассказывает директор группы реструктуризации долга компании КПМГ (Россия) Наталья ДОРОШЕНКОВА.

О состоянии кредитного портфеля следует задуматься, как только в бизнесе появляются негативные тенденции (снижение рентабельности, спад продаж, рост дебиторской задолженности). Здесь требуются не только меры по операционной стабилизации, но и оценка способности компании обслуживать кредитный портфель: нести расходы на уплату процентов и осуществлять погашения по графику. Если про­блемы имеются, то переговоры с банками об изменении условий кредитования лучше начинать как можно раньше. Ведь им нужно время для принятия решения о реструктуризации или рефинансировании, и легче сделать это, пока ком­пания работает, не допускает просрочки платежей и существенных нарушений ковенантов. Когда клиент уже признан проблемным, сделать это гораздо труднее.

Рассмотрим, как правильно и на приемлемых условиях провести реструктуризацию кредитов компании.

Команды и планы

Для реструктуризации кредитного портфеля необходимы согласованные действия руководства и собственников самой компании-заемщика и ее кредиторов. Руководители долж­ны показать, что причины кризиса осознаны и проработаны, что компания готова повысить эффективность своего развития. Собственники должны быть лично вовлечены в решение наиболее серьезных вопросов, в т.ч. по восстановлению бизнеса. Они должны быть готовы при необходимости докапитализировать компанию или согласиться на привлечение инвестора со стороны.

Представители кредиторов должны иметь соответствующие знания и полномочия для обсуждения разных стратегий, в т.ч. нестандартных.

Надо понимать: банк не заинтересован в банкротстве заемщика и в получении его активов на свой баланс. Напротив, банк хочет, чтобы заемщик был в состоянии выполнять условия кредитного договора и исправно обслуживал свои долги. Поэтому если кредиторам предлагается разумный план финансовой и операционной реструктуризации, то они скорее согласятся на него, чем на длительные судебные разбирательства с непредсказуемым результатом.

Договариваемся и подписываем

Во-первых, нужна реструктуризация всего кредитного портфеля. Недостаточно договориться с крупнейшими кредиторами, хотя они не любят, когда их заставляют ждать, а мелким – платят. Но и миноритарные кредиторы часто ведут себя более агрессивно в надежде добиться преимущественного погашения своих кредитов. Если они почувствуют, что их интересы ущемляются в пользу крупных кредиторов, договориться с ними будет очень сложно.

Во-вторых, условия реструктуризации должны быть реальными. Это значит, что срок должен соотноситься с планами по восстановлению бизнеса, а платежи – с ожидаемыми денежными потоками. Нет ничего хуже, чем подписать невыполнимый график и через месяц снова оказаться в дефолте.

В-третьих, самое главное: реструктуризация должна быть подписана, причем всеми кредиторами. Помните: никто в банке не уполномочен давать персональные обещания и гарантии, даже председатель правления. Решения принимаются коллегиально кредитным комитетом. Формальный счет дней просрочки прекращается только после подписания нового графика погашения, даже если в банке говорят, что про­срочка «не считается». Лишь после подписания соответствующих документов банк теряет право начать взыскание – до следующего нарушения договора заемщиком.

Трудности и формальности

Реструктуризация ни для кого не бывает нормальным и обычным состоянием. В худ­шем случае она случается с ком­панией 1–2 раза за всю свою историю. В банках ре­структуризации кредитов встречаются, конечно, чаще, но для них каж­дый такой случай – тоже форс-­мажор, требующий нестан­дартных решений.

Что чаще всего делается не так?

Больше всего ошибок связано с переговорным процессом. Он становится многосторонним: если в получении кредита участвуют только банк и заемщик, то при реструктуризации в переговоры включаются все банки-кредиторы одновременно. Они координируют свои действия, но цели, возможности и стратегии у каждого свои. У заемщика обычно мало опыта ведения таких переговоров, пред­ставления о специфике бан­ковского бизнеса и регуляторных требованиях. Поэтому он не понимает, чего вообще просить и ожидать от банков, а порой пытается добиться у кредиторов заведомо неисполнимого.

Правильная организация переговоров во многом зависит от их своевременного начала. Банки очень не любят, когда они чего-то не знают, а еще меньше – когда другие знают о них слишком много. Переговоры о реструктуризации долга должны сочетать многосторонний диалог с двусторонними договоренностями. При этом нужно стремиться соблюдать баланс открытости и индивидуальных подходов: ведь кредиторы должны в итоге оказаться в более-менее равных условиях.

Планирование – еще одна проблема всех переговоров. Как правило, компания составляет бюджет на один, реже на 3 года, и крайне редко составляют динамическую модель бизнеса на более длительный срок. При реструктуризации банки становятся очень требовательными к качеству прогноза. Они задают вопросы по каждой предпосылке, строят стресс-кейсы и гораздо тщательнее сверяют прогноз с показателями прошлых лет.

Еще одно препятствие – исторические данные. При выдаче кредита, особенно относительно небольшого, документов много не требуется: официальная и консолидированная управленческая отчетность, справки. Но при реструктуризации банки начинают выяснять причины проблем, потери ус­тойчивости заемщика, достаточность принимаемых им мер для восстановления платежеспособности. Требования к качеству данных возрастают. Иногда банки запрашивают сведения, которые сложно собрать. При этом банки хотят видеть объективную, реальную и обоснованную информацию. Здесь не нужна слишком радужная картина, напротив, ес­ли в нее поверят, то сделают вывод, что щадящие условия реструктуризации не требуются. Если же картина представится слишком мрачной, то кредиторы сочтут, что компании нужно скорее банкротство с ликвидацией, чем трата времени на реанимацию.

Кредитная компрессия

При реструктуризации отношения заемщика и кредитора существенно меняются. Вместо отлаженного и привычного про­цесса регулярного кредитования стороны оказываются в состоянии стресса и взаимного недоверия.

Кредиторы относятся к ре­структуризации по-разному. То, что кажется проблемной ситуацией для одного, не видится таковой другим. К переговорному процессу постепенно под­ключаются все новые и новые специалисты. Для некоторых банков принципиальным может быть сохранение резервов (а значит, максимально долгое «заметание мусора под ковер», чтобы актив выглядел проб­лемным). Другие сразу приступают к интенсивному «выбиванию» долга. В ходе переговоров рождаются новые юридические конструкции, неприемлемые или незнакомые некоторым кредиторам. Здесь требуется организатор – лидер, который поведет процесс за собой. Иногда эту роль берет на себя крупнейший кредитор, иногда (особенно когда кредиторов много и ни один из них не готов стать координатором) – кон­сультант. Он должен собрать и систематизировать пожелания и требования всех кредиторов, обобщить их и представить должнику.

У заемщика проблемы не­сколько иные. Прежде всего, соб­ственнику бизнеса приходится одновременно решать задачи стабилизации предприятия и общаться с кредиторами, желающими получать ин­формацию и «гарантии» из первых рук. Кредиторы давят и на финансовую службу, требуя новых форм отчетности и свежих данных. Формат переговоров меняется, а кадровый состав не только не растет, а, наоборот, становится первой жертвой сокращений. Юристам приходится осваивать непривычно сложные договорные конструкции, нормы и правоприменительную прак­тику законодательства о банк­ротстве и других сферах. Чтобы избежать хаоса, обеспечить четкость коммуникаций с кредиторами и не заблудиться в информационных потоках, необходимо сформировать команду из своих сотрудников или привлечь консультантов. Они должны сделать процесс реструктуризации долгов наименее болезненным для компании, выторговать у кредиторов максимально приемлемые ус­ловия и оформить соглашение надлежащим образом. Команда на­прямую подчиняется соб­ственнику бизнеса, и ее запросы должны быть обязательными для исполнения всеми сотрудниками.

Организация такого процесса, скорее всего, потребует дополнительных расходов. Но потери в случае ошибок будут намного больше, особенно по сравнению с обслуживанием долга, уплатой процентов, пеней и штрафов.

Полезные советы

Итак, залог успеха реструктуризации – правильное построение переговоров, обстановка доверия, обеспеченная предоставлением необходимой ин­формации, и реальность требований. Здесь важную роль иг­рают консультанты. Имея опыт формирования десятков разнообразных кейсов, они обычно сразу могут оценить, чего можно добиться от каждого из кредиторов и каковы возможности заемщика по исполнению обязательств. Это позволяет организовать переговорный процесс, в котором консультант, независимо от того, кто его нанял, выступает как независимый посредник, пользующийся доверием всех сторон. Разумеется, он не принимает решения за кого-то из них. Но помогает выбрать оптимальный вариант, который будет на пользу всем участникам.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений